Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в учебной и педагогической деятельности
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Понятие о воображении. Виды воображения. Роль воображения в учебной и педагогической деятельности"
Автор работы: Tanya84
Страниц: 24 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Образы, которые использует и создает человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может. Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.
Воображение это важнейшая сторона нашей жизни. Если бы человек не обладал бы фантазией, мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?
Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Проще сказать стоит лишить человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.
Содержание работы
1. ВВЕДЕНИЕ...3
2. ВООБРАЖЕНИЕ: ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА..3
3. ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.8
4. ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ...11
5. МЕХАНИЗМЫ ВООБРАЖЕНИЯ.....12
6. СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ СТОРОНАМИ ЛИЧНОСТИ.....13
7. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ14
8. РОЛЬ ВООБРАЖЕНИЯ В УЧЕБНОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ..16
9. ЗАКЛЮЧЕНИЕ...22
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
И ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ...25
Использованная литература
- Басова А.А. Воображение в образовании. Диалог в образовании. Сборник материалов конференции. Серия Symposium, выпуск 22. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1967.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 томах, Т.4., М., 1982-1983.
- Выготский Л.С. «Развитие высших психических функций». - Издательство «Просвещение», Москва, 1950.
- Гегель. Энциклопедия философских наук.- М.: Мысль, 1977. Т.3.
- Зимченко В. П. Живое знание. Изд. 2-е.Самара, 1998.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979.
- Новикова Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности.//Электронный научный журнал "Педагогика искусства". 2007. № 1.
- Петровский А.В., Брушлинский А.В., Зинченко В.П. общая психология. 3-е изд. М.: Просвещение, 1986,-464с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 2-е изд. стереотип. М.: Академия, 2000.-512с.
- Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999.
- Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» Ярославль: Академия развития, 1996.
- Философский словарь под редакцией М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина Издательство политической литературы, Москва, 1968.
- Шибутани Т. «Социальная психология».- Издательство «Прогресс», Москва, 1969.