Педагогические условия воспитания одаренных детей в семье.
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Педагогические условия воспитания одаренных детей в семье."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 125 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более акту-альной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способно-сти нестандартного поведения.
Обучение и воспитание юных талантов в настоящее время вызывает острый интерес во всем мире.
Несмотря на попытки выработать единые теоретические позиции по данной проблеме и обеспечить координацию усилий по ее практическому решению, среди специалистов, как в зарубежной, так и в отечественной нау-ке наблюдается огромный разброс мнений по вопросу выявления, развития и воспитания одаренных детей.
Ученые, занимающиеся этой проблемой, дают следующее определение понятия:
Одаренность это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более вы-соких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
И так же выделяют следующие виды одаренности:
-интеллектуальная одаренность; художественная одаренность; акаде-мическая одаренность; математическая одаренность; творческая одарен-ность; социальная одаренность; лидерская одаренность; практическая ода-ренность, скрытая одаренность (Х.Гарднер).
Детская одаренность - одно из самых интересных и загадочных явле-ний человеческой психики. Может быть, поэтому уже само упоминание о ней вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения.
Одаренные дети выделяются из среды своих сверстников, прежде все-го высоким уровнем активности, любознательностью, повышенной сообрази-тельностью. По мнению многих ученых к ним тебуется особый подход.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых де-тей составляет одну из главных задач совершенствования системы образова-ния. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышле-нии, неграмотность родителей в данном вопросе, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.
Результаты исследований ряда ученых (А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.Н.Подьяков, А.И.Доровская, Ю.З.Гильбух, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский) показали, что основой развития одаренных детей является развитие вообра-жения. По их мнению, в педагогическом процессе развитие одаренного ре-бенка целесообразно рассматривать как развитие его внутреннего деятельно-стного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидате-лем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы ее достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности, стремясь выйти за их пределы.
В своих исследованиях Савенков А.И. указывает что, человеческое мышление, способность к творчеству величайший из даров природы. По его мнению, даром этим природа отмечает каждого человека. Но, свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Савенков называет одаренным того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Он отмечает, что именно поэтому большинство ученых называют ода-ренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), и его темп. Среда, воспитания либо подавляет этот дар, либо помогает ему рас-крыться.
Вопросами одаренности детей, так же занимались и зарубежные психо-логи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американских ученых (12). На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обу-чения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно (7). (Одаренные дети: психолого-педагогические иследования и практика).
Несколько лет назад, самым важным в воспитании и обучении счита-лось, чтобы ребенок соответствовал установленным нормам. Это как бы га-рантировало возможность избежать многих проблем в развитии. В последние годы положение изменилось: единая государственная программа воспитания и обучения перестала быть обязательной для всех детских учреждений, в том числе и дошкольных. Равные исходные возможности - это «аксиома» про-шлого - уступает место всеобщему признанию того, что эти дети исходно разные и потенциал у них тоже различен.
В настоящее время создаются педагогические программы для одарен-ных детей. И одна из таких программ, вызвавшая наибольший интерес, это программа Л.Венгера «Одаренный ребенок». Программа, представляющая собой вариант программы "Развитие", предназначена для образовательной работы с детьми, обладающими высоким уровнем умственного развития. Так же данная программа направлена на развитие художественных способностей детей.
Несмотря на важную роль и вес наследственных данных ребенка или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, значение атмосферы в семье все же является решаю-щим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточ-ная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) оказываются, отно-сительно безразличны для развития способностей. Особенно важно для ста-новления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказы-ваются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным факто-ром, в значительной мере обуславливающим развитие высоких способностей ребенка.
Исходя из вышесказанного, была поставлена цель: выявить условия не-обходимые для жизни и развития одаренных детей в семье.
Содержание работы
Введение3
Глава 1. Психолого-педагогические подходы к проблеме одаренности.
§1. Становление учения об даренности....7
§2.Особенности развития одаренного ребенка.. ..30
§3. Одаренный ребенок и общество ─ взаимодействие и влияние ....46
Глава 2. Методические аспекты воспитания одаренных детей в семье
§1.Методы выявления одаренности и принципы проведения диагностических ислледований....58
§2.Педагогические условия воспитания одаренных детей в семье.. ..62
§3.Рекомендации для родителей по воспитанию одаренных детей..68
Заключение..74
Литература
Приложения
Использованная литература
- . Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта Кострома: 1993
- Антология педагогической мысли второй половины 19 начала 20 веков /сост. Л.А.Лебедев М.:1990
- Бинэ А., Симон Т. Методы измерения умственной одаренности / Под ред. С.Л. Рубинштейна. - Киев, 1923.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять. Поддержать М.:1998
- Белова Е.С. потенциальные возможности наших детей //Дошк. восп. 1994, № 6
- Богоявленская Д.Б. Одаренность: предмет и метод //Магистр 1994, № 6,
- Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого- педагогические исследования и практика.//Психологический журнал.-1995-№4
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Программа «Одаренный ребенок» - М.:1995
- Венгер. Одаренный ребенок.
- Венгер Л.А. Показатели умственного развития дошкольника. В кн.: Диа-логи о воспитании /под ред. В.Н.Столетова М.: 1985
- Величие здравого смысла: человек эпохи просвещения /сост. С.Я. Карп М.: 1992
- Введение в психологию/Под общ. Ред. Проф. А.В.Петровского-М.:1996
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А.М. Матюшкина. - М., 1965
- Гарбузов В.И. Воспитание ребенка М.: 1997
- Гарбузов В. И. Нервные дети - Л.: 1990
- Гильбух Ю.3. Внимание одаренные дети /Педагогика и психология № 9 М.:1991
- Гильбух Б.З. Умственно одаренный ребенок К.:1992
- Дидактика и коррекция психологического развития дошкольников /под. ред. Л.Л.Коломенсеого, Е.А.Панько Минск: 1997
- Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей - М.:1997
- Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности - М.:1998
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей М.: 1995
- Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей //Дошк. восп. 1993, № 8
- Дьяченко О.М. Возможности развития умственных способностей дошко-льников //Дошк. восп. 1993 № 4
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос.,1986г.
- История зарубежной дошкольной педагогики /сост. Н.Д.Мчедлидзе М.:1986
- Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей до-школьного возраста /сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.: 1989
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: 1996
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности - М.: 1960
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы М.: 1984
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии 1988, №4,
- Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности //Вопросы психоло-гии 1989, №6,
- Михайленко Н., Короткова Н. К портрету современного дошкольника /Дошк. восп. 1993, № 1
- Одаренные дети //Дошк. восп. 1991, № 4-5,
- Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М. ,1991г. М.: Прогресс, 1991
- Одаренные люди в детстве //Дошк. восп. - 1996 № 9,
- Петровский А.В. Принимая во внимание способности. В кн. Диалоги о воспитании /под ред. В.Н.Столетова М.: 1985
- Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольни-ков // Вопросы психологии. - 1985. - № 2
- Развиваем детскую одаренность//МПГУ,ЮЗАО метод. центр, М.,2001
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе М.: 2000
- Савенков А.И. «Ваш ребенок талантлив» Детская одаренность и домашнее обучение Академия развития-Ярославль.:2004
- Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками /под ред. Л.А.Венгера М.: 1996
- Способности ваших детей /сост. Н.П.Линькова, Е.А.Шумилин М.: 1969
- Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х т. - М.:1987
- Фримен Д. Ваш умный ребенок - М.: 1996
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М.: 1923
- Группа одаренных дошкольников. Проблемы взаимоотношений //Дошк. восп. 1994, № 6,
- Смолярчук Н. Развивать творческие способности детей //Дошк. восп. 1993, № 8
- Синельников В. С.Ш.А.: проблема детского творчества (по материалам программ дошкольного воспитания) //Дошк. восп. 1993, № 2
- Юркевич В.С. «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность».-Изд. Про-свещение, М.1996
- Штерн В. Умственная одаренность. - С.-Петербург, 1997
- Ягловская Е. Группа одаренных дошкольников, проблема взаимоотноше-ний //Дошк. восп. 1994, № 6
- Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991
- http://www.friendship.com.ru/wunderkind/04.shtml
- http://bibicall.ru/content/view/47/76/1/0/
- http://www.friendship.com.ru/wunderkind/02.shtml