Восстановление словаря у больных с афазией.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Восстановление словаря у больных с афазией."
Автор работы: Ольга
Страниц: 58 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Среди различных видов нарушений речи афазии зани¬мают особое место. Это объясняется тем, что при афазии Ипрушается не только уже сложившаяся речевая функция, Но и все стороны речи.
Проблема преодоления речевых нарушений при афазии и социальной реадаптации этой большой группы боль¬ных, перенесших нарушение мозгового кровообращения Или травму головного мозга, до сих пор остается острой. Многие вопросы клинической афазиологии (афазия при ишемическом и геморрагическом инфаркте, локализация очпга поражения, особенности мозгового кровотока и т. п.) и значительной степени решены. В последние десятилетия большой вклад в отечественную клиническую афазиоло-гию внесен Е. В. Шмидтом, Р. А. Ткачевым, Л. Г. Столя¬ровой и др.
Многообразие разноязычной фонетики, слого- и сло¬вообразования, лексики, грамматики и синтаксиса при¬водит к мысли о необходимости единого методологи¬ческого подхода к пониманию того, что такое речь, как она пользуется различными языковыми кодами, как че¬ловеческий мозг справляется с языковым многообразием. Такой единый методологический подход разработан двумя выдающимися отечественными нейропсихолога-ми Л. С. Выготским и А. Р. Лурия.
В работах А. Р. Лурия отмечается, что все формы афа¬зий весьма и весьма вариативны, однако им не раскрыты рарианты разных форм афазии, не произведен их нейро- лингвистический анализ. Кроме того, А. Р. Лурия изуче¬ны афазии исключительно у правшей. Афазии же у лев¬шей или при парциальном левшестве ни А. Р. Лурия, ни его сотрудники не рассматривали. Если учитывать, что абсолютное правшество в нашем регионе наблюдается лишь у 40% населения, то становится очевидной одна из причин многообразия афазий.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы афазии в отечественной литературе
1.1. Характеристика афазии
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Афазия - одна из старейших проблем невро¬логии, психологии, физиологии. Представления об афазии на основании но¬вых данных дали возможность уточнить определение. Афазия - системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека, нарушая прежде всего коммуникативную функцию речи. При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику. Афазия включает четыре составляющие: 1) нарушение собственно речи и вербального общения: 2) нарушение других психических процессов; 3) из¬менение личности; 4) личностную реакцию на нарушение [1, с. 58].
Отдельные работы с описанием афазии существовали еще в клинической литературе XVII века. Однако интенсивное изучение этого расстройства на¬чалось с конца XIX века. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В развитии учения об афазии можно выделить три этапа. На пер¬вом этапе (вторая половина XIX - начало XX в. классиками неврологии были выделены две главные формы афазии: моторная (афазия П. Брока, 1861) и сенсорная (афазия К. Вернике, 1874). В течение последующих десятилетий появилось описание еще ряда форм афазии, в основе которых лежали уже не моторные и сенсорные расстройства, а нарушение более сложных процессов. Была выделена проводниковая афазия, единственным симптомом которой считалось нарушение повторения слов, обусловленное «перерывом путей» между сенсорными и моторными центрами. Далее - транскортикальная афа¬зия сенсорной и моторной форм, при которой при сохранности повторной речи нарушается спонтанная. Позже появилась сенсорная и моторная субкор¬тикальная афазия, при которой наблюдался «перерыв путей» от моторного и сенсорного корковых центров к низлежашим образованиям мозга. Следую¬щая выделенная форма афазии - амнестическая, при которой сохранены сен¬сорные и моторные компоненты речевого процесса, но нарушен «центр памя¬ти на слова», что приводит к нарушению называния предметов.
Второй этап - с 40-х годов XX столетия - так называемый «настоящий этап» развития афазиологии. Бурное развитие физиологии, психологии, не¬врологии, нейрохирургии других наук обусловило возникновение новой науки - нейропсихологии, которая легла в основу развития учения об афазии. Основоположником нового учения об афазии стал А. Р. Лурия, которому принадлежит наиболее распространенная в настоящий момент классифика¬ция данного нарушения [1, с. 60].
Третий этап - дело будущего (согласно А. Р. Лурия). Продолжились и продолжаются в настоящий момент исследования в области афазии (Э. С. Бейн, М. К. Бурлакова, Т. Г. Визель, П. А. Овчарова, В. В. Оппель, Е. Н. Правдина-Винарская, В. ML Шкловский и др.). За последние годы возрос интерес к проблеме межполушарной ассиметрии и, в частности, к вопросу о связи речи с правым полушарием. Была показана роль правого полушария в реализации интонационно-мелодической стороны речи. В настоящее время проблема локализации речи, в том числе участия правого полушария в воз¬никновении афазии, остается открытой.
Причинами афазии являются разнообразные органические поражения ре¬чевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи: травмы головного мозга, воспалительные процессы и опухоли мозга, сосудистые за¬болевания и нарушение мозгового кровообращения (инсульт). При афазии наблюдаются повреждения в лобных, теменных, затылочных и височных до¬лях коры левого полушария. Форма афазии, тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от: обширности очага поражения и его локализации; ха¬рактера нарушения мозгового кровообращения; состояния непострадавших отделов мозга, выполняющих компенсаторные функции. Различные патоло¬гические процессы, следствием которых явилась афазия, неизбежно наклады¬вают отпечаток на ее характер, возникновение и обратное развитие, что необ¬ходимо учитывать при анализе афазического расстройства. Каждый этиологический фактор имеет свои особенности развития, и синдром, вызван¬ный тем или другим фактором, может быть различным в разных стадиях тече¬ния основного нарушения. Так, при афазии, вызванной ростом опухоли, в отда¬ленный период наблюдаются различные симптомы, нередко корковые. Это может привести к нарушению итжллектуально-мнестических процессов и другим изменениям психики, несвойственным афазии, вызванной очаговым поражением мозга. При сосудистом: заболевании афазия может быть различной в звисимости от характера инсульта (геморрагического или ишемического), распространенности атеросклеротического процесса. Афазия, вызванная травмой головного мозга, характеризуется большей связью с очаговым поражени¬ем мозга. Ей часто свойственно хорошее обратное развитие, так как травмати¬ческие поражения обычно встречаются у молодых людей с сохранными мозговыми сосудами и большими компенсаторными возможностями [3, с. 46].
Существуют различные классификации афазии: классическая, неврологическая классификация Вернике - Лихтгейма, лингвистическая классифика¬ция X. Хэда, классификация В. К. Орфинской и др. Общепринятой является нейропсихологическая классификация афазии А. Р. Лурия (1947, 1962), включающая шесть форм:
1) акустико-гностическая (сенсорная);
2) акустико-мнестическая;
3) семантическая;
4) афферентная моторная;
5) эфферентная моторная;
6) динамическая.
Впервые акустико-гностическую сенсорную афазию описал К. Верни¬ке. Данная форма возникает при поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария (22 поле, зона Вернике). Центральным механиз¬мом является патология акустического анализа и синтеза звуков речи, что приводит к нарушению фонематического слуха. Расстройство фонематическо¬го слуха - центральный дефект сенсорной афазии, обусловливающий грубые нарушения импрессивнои речи. Парадигматическая система языка нарушает¬ся уже на уровне фонемы. Нарушается противопоставление, распознавание коррелятивных фонем, различающихся в русском языке по: 1) звонкости-глухости; 2) твердости - мягкости; 3) назальности - неназальности и др. Лица с сенсорной афазией не могут дифференцированно воспринимать эти призна¬ки звуков, а поэтому слышат и произносят их одинаково или замещают на близкие фонемы, что и ведет к центральному дефекту - нарушению понима¬ния речи.
В клинической картине рассматриваемая форма афазии проявляется в фе¬номене «отчуждения смысла слов», в нарушении понимания слов, обращенной речи. Нейропсихологический синдром акустико-гностической сенсорной афа¬зии включает нарушения: всех видов устной импрессивнои речи; чтения и письма; устного счета (со слуха) из-за дефектов анализа звуков; воспроизведе¬ния ритмов; эмоционально-волевой сферы, проявляющееся в тревожности, легкой возбудимости, неустойчивости эмоциональных реакций. В психологи¬ческой картине прежде всего обнаруживается нарушение всех функций речи, кроме ее эмоционально-выразительных компонентов [3, с. 50].
При сенсорной афазии отмечается нарушение понимания речи, которое на¬чинается уже с непонимания простейших инструкций. Однако лица с данной формой нарушения иногда схватывают в целом смысл высказывания. Выделя¬ют три степени понимания речи (В. М. Шкловский, Т. Г. Визель). При первой (грубой) степени объем понимания резко ограничен. Вторая (средняя) характе¬ризуется общим пониманием ситуативной речи при затруднениях в понимании более сложных внеситуативных видов речи. При третьей (легкой) степени от¬мечается относительно свободное понимание речи, но с определенными труд¬ностями восприятия развернутых текстов, требующих совершения ряда после¬довательных логических операций.
Содержание работы
Введение .. 2
Глава 1. Теоретический анализ проблемы афазии в отечественной литературе
1.1. Характеристика афазии . 3
1.2. Обследование лиц с афазией . 14
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа при афазии
2.1. Общие подходы к восстановлению афазии .. 17
2.2. Методики восстановления словаря у больных с афазией 38
Заключение 53
Список литературы .. 57
Использованная литература
- Афазия и восстановительное обучение: тексты / под ред. Л. С. Цветковой, Ж. М. Глозман. М., 1983.
- Бейн Э. С. Афазия и пути ее преодоления. Л., 2004.
- Бурлакова М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М., 1991.
- Визель Т. Г. Как вернуть речь. М., 1998.
- Визель Т. Г. Нейропсихологическое блиц-обследование: теаы по исследованию высших психических функций. М., 2005.
- Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2005. С. 95-104.
- Винарская Е. Н. Клинические проблемы афазии. М., 1971.
- Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии: метод, рек. М., 1985.4.1.
- Логопедия / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М., 2003.
- Логопедия. Методическое наследие / под ред. Л. С. Волковой. В 5 кн. М., 2003. Кн. 3.
- Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.
- Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистичесше исследования. М., 2002.
- Лурия А. Р. Травматическая афазия. М., 1947.
- Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. Л., 1972.
- Проблемы афазии и восстановительного обучения / под ред. Л. С. Цветковой. М., 1979.
- Расстройства речи у детей и подростков / под ред. С. С. Ляпидевского. М., 1969. С. 176-190.
- Столярова Л. Г. Афазия при мозговом инсульте. М., 1973.
- Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. М., 1997. Т. 2.
- Цветова Л. С. Афазия и восстановительное обучение. М., 1988.
- Цветкова Л. С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М., 1972.
- Цветкова Л. С. Нейропоихологическая реабилитация больных. М., 1985.
- Шкловский В. М., Визель Т. Г. Восстановление речевой функции у больных с разными фор¬мами афазии. М., 2000.
- Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М. Нейропоихологическая диагностика. М., 1992.
- Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстанов¬ления. М., 2002.
- Шoxop-Троцкая (Курганова) М. К. Речь и - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, В. Секачев 2001. - 416 с.