Развитие_мышления
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие_мышления"
Автор работы: Юлия
Страниц: 34 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Изучение мышления школьников приобрело в последнее время особую остроту. Перед психолого-педагогическими науками поставлена задача - способствовать повышению качества обучения в школе. Это означает, в частности, что нужно повысить качество знаний, умений и навыков, приобретаемых детьми в результате усвоения учебного материала. Для этого требуется осуществить дальнейшее совершенствование содержания обучения и методов преподавания. Такая работа с необходимостью предполагает учет особенностей мышления школьников разного возраста, поскольку и содержание учебного материала будет осваиваться достаточно полноценно, и методы преподавания будут вполне эффективными лишь в том случае, если, с одной стороны, они адекватны возрастным возможностям мышления детей и, с другой стороны, создают условия для расширения и углубления этих возможностей.
Изучение особенностей развития мышления в младшем школьном возрасте обусловлено следующим:
1) в этом возрасте ребенок впервые приступает к систематическому усвоению знаний об окружающей действительности и, следовательно, впервые сталкивается с понятиями;
2) в 7-9 лет решение задач происходит в относительно развернутой, доступной для наблюдения форме.
Проблема развития мышления у младших школьников в процессе решения текстовых задач разработана недостаточно. С одной стороны, это связано с тем, что в психологической литературе под мышлением обычно понимается осуществление мыслительной деятельности в одной из ее форм - словесно-знаковой или решение особого класса так называемых логических задач, которое также происходит в указанной форме. С другой стороны, и это положение вытекает из первого, теоретическое мышление (как мышление в абстрактной форме) считалось психологами, например П.П. Блонским , характерным для подросткового возраста. В целом оба отмеченных аспекта основываются, как убедительно показано В. В. Давыдовым , на таком подходе к изучению человеческого мышления вообще и мышления детей в частности, когда ведущей линией в развитии мышления считается переход ребенка от возможности решать задачи в предметно-действенной форме к возможности решить в наглядно-образной и затем в словесно-знаковой.
На основе вышесказанного, целью курсовой работы является исследование особенностей развития мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1 Общая характеристика мышления и его формы 5
1.2 Особенности развития мышления у младших школьников 8
1.3 Пути и способы развития мышления в младшем школьном возрасте 10
2. РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 13
2.1 Особенности текстовой задачи в развивающем обучении 13
2.2 Методические принципы работы над текстовой задачей в начальной школе 15
2.3 Развитие мышления младших школьников в процессе решения текстовых задач в рамках учебно-методического комплекта под редакцией Н.Б. Истоминой 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
ПРИЛОЖЕНИЯ 27
Использованная литература
- Блонский П. П. Развитие мышления школьников. В кн.: Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. М., 2001. 400 с.
- Бодалев А. А., Ломов Б. Ф., Матюшкин А. М. Психологическая наука реформе школы. Вопросы психологии, 2004, № 3, с. 1224.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 2001
- Выгодский М. Я. Справочник по элементарной математике. М., 2002. 416 с.
- Выготский Л. С. Собр. соч. Т. 2. М., 2002,-504 с.
- Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2002. 423 с.
- Зак А. З. О развитии у младших школьников способности действовать «в уме». Вопросы психологии, 2001, № 5, с. 146151.
- Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 2002. 96 с.
- Зак А. З. Развитие способности действовать «в уме» у школьников. Вопросы психологии, 2003, № 1, с. 4350.
- Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 2004. 152 с.
- Истомина Н.Б. Методические рекомендации к учебнику по математике для 2 кл. - Новая школа, 2007
- Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 2001. 198 с.
- Леонтьев А.Н. Избр. психолог. произведения, М.: Педагогика, 2003, с. 251-261
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 2002. 208 с.
- Обучение и развитие / Под ред. Л.В. Занкова. М., 2005. 476 с.
- Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 2007. 263 с.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 2001. 232 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2000. 596 с.
- Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 2005. 325 с.
- Умственное развитие младших школьников в процессе обучения / Под ред. А.А. Люблинской. Л., 2004. 239 с.
- Умственное развитие школьников в условиях программированного обучения / Под ред. А.И. Раева. Л, 2000. 204 с.
- Шардаков М. Н. Мышление школьника М., 2003. 255 с.