Экспериментальное изучение особенностей педагогического руководства играми детей с задержкой психического развития
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Экспериментальное изучение особенностей педагогического руководства играми детей с задержкой психического развития"
Автор работы: Юлия
Страниц: 61 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Дошкольное детство - большой отpезок жизни pебенка. Условия жизни в это вpемя стpемительно pасшиpяются: pамки семьи pаздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей.
Понятие «игра» в русском языке многозначно, и особенно это касается современной психологии. В качестве главных предметов исследования выступают природа и сущность ролевой игры, психологическая структура развернутой формы игровой деятельности, ее возникновение, развитие и распад, ее значение в жизни ребенка. В словаре практического психолога игра определяется как «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах существования предметных действий, в предметах науки и культуры».[30, с.181]
С.А.Шмаков, занимающийся теорией детской игры более 40 лет, дает такое определение понятию игра:[26, с.12]
Игра наиважнейшая универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения и, что особенной важно самореабилитации.
Г.А.Урунтаева дает такое определение сюжетно-ролевой игре:
«Сюжетно-ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых». [23, с.205]
В игре происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в назначении человеческой деятельности, возникает потребность быть взрослым. Игра это работа детей. В ходе игры дети всерьез заняты овладением новыми для них сенсорными и моторными навыками. Игра расширяет познания ребенка о себе и о мире, дает ему ощущение господства над тем, что его окружает. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается и развивает воображение. Трудно найти специалиста в области детской психологии и педагогики, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение. В отечественной и зарубежной педагогике проблемами использования дидактических сюжетных, ролевых и других игр в учебном процессе занимались: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, Г.П., Леонтьев, С.А. Шмаков, Джшютт Х.Дэж, Л.Ф Обухова., [28,13,26,8,18].
Также огромный интерес вызывают исследования и методические разработки из опыта работы педагогов в области коррекционной педагогики М.Ю.Ведениной, Г.В.Гуровец, Я.Я.Ленок В.Г.Петровой, О.Д.Стельмах [2,7,20,21], чьи разработки методических игр использовались в практической части курсовой работы.
Игра берет свои истоки из предметно-манипулятивной деятельности ребенка в период раннего детства. Именно на границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Вся дошкольная жизнь, восприятие и познание окружающего мира в дошкольном возрасте, так или иначе, связано с игрой. Именно в этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой.
Особенно велика роль сюжетно-ролевой игры в работе с детьми,имеющими задержку психического развития, развитие которых с первых дней жиз¬ни существенно отличается от развития детей без отклонений. Воспитание детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направ¬ленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Педагог должен иметь четкое представление о закономер¬ностях формирования и развития психики ребенка, его адаптационных возможностях приспособления к жизни в обществе. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни. Даже самые апатичные, слаборазвитые дети охотно включаются в игры.
Содержание работы
Содержание
Введение. 2
Глава 1.Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка. 6
1.1.Понятие сюжетно-ролевой игры. 6
1.2.Социальная природа ролевой игры дошкольника 10
1.3.Значение сюжетно-ролевой игры в формировании психических процессов ребенка. 13
Глава 2. Особенности сюжетно-ролевой игры у детей с ЗПР 21
2. 2. Характеристика игровой деятельности дошкольников с ЗПР 21
Глава 3.Обучение сюжетно-ролевой игре старших дошкольников с ЗПР. 25
3.1.Применение игротерапии с детьми с ЗПР. 25
3.2. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с ЗПР. 28
3.3. Оформление игровой комнаты. 36
Глава 4. Обучение детей с ЗПР сюжетно-ролевой игре. Формирующий эксперимент. 41
Заключение. 54
Литература. 57
Приложение №1 60
Конспекты занятий. 60
Приложение №2. Планирование занятий. 64
Приложение №3. Классификация игр. 67
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987.-С.58-62.
- Веденина М. Ю. Терапевтическая роль игры в формировании механизмов экспансии у аутичного ребенка.// .- 1994,-№1.- С.59-65,
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. М., 1994.-С.78-80.
- Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. М., 1979.-С.215-221.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психи¬ческом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966-№ 6.-С.2-8.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". - М., 1967.-С.35.
- Гуровсц Г.В., Ленок Я.Я.Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике.// Дефектология.- 1996,-№2.- С.77-83.
- Джшютт Х.Дэж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии. М., 2001-С.340.
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М., 2002.-С.52-54.
- Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. - М., 1999.-С.12.
- Зеньковский В.В. Психология детства. - М.,2005.-С.205-206.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклоениями в развитии: Учеб. Пособие /Под ред. Б.П.Пузанова. 3-е изд., доп. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-С.102-104.
- Леонтьев А И. Психологические основы дошкольной игры / Проблемы развития психики.М.: Изд-so МГУ, 1972.-С.68.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996.-С.12-15.
- и фантазия. Сборник: Книга для воспитателей детского сада и родителей.//Составитель Л.Е.Стрельцова. - М.: Просвещение, 2002.
- Макарова Е.Г. Вначале было детство: Записи педагога. - М.: Педагогика, 2000.-С.95-115.
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. //Дошкольное воспитание. 1989. - № 4.-С.18-22.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы.- М.: Тривола,1995.-С.65.
- Пенькова В.А. Сюжетно-ролевые игры в детском саду для детей с нарушением интеллекта.// Вопросы обучения детей с нарушением развития.-2003, №3.- С.2-9
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 104 с.
- Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» М.Просвещение, 1992.- С.156-163.
- Стельмах О.Д. Игровые занятия с детьми в коррекционных группах.// Дефектология.- 2001, №1.-С.69-75
- Сюжетно-ролевые игры дошкольников/Н.А.Бойченко, Г.И.Григоренко, Е.И.Коваленко, Е.И.Щербакова. К.: Рад. школа, 1992. -с.68-100.
- 23.Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1996.-С.205.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. /Составитель З.Я.Рез и др. М.: Просвещение, 1990
- Шадрина А.А. Детские народные игры. Якутск, 2000.
- Шмаков С.А. Игры учащихся- феномен культуры. М.: Новая школа. 2004, с. 23.
- Экки Л. Театрально-игровая деятельность. //Дошкольное воспитание. 1991, - № 7.-С.12-14.
- Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г.- №3.-С.38-44.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.302-315.
- Словарь практического психолога./Сост.С.Ю.Головин.-Минск:Харвест, М.:ООО»АСТ», 2001.- С.180-182.