Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся"
Автор работы: Олеся
Страниц: 32 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Особое место в структуре учебной деятельности занимают действия самоконтроля, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащихся к себе как к субъекту этой деятельности, вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
К сожалению, на формирование самоконтроля обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения, кроме того, эта тема недостаточно хорошо разработана в научной литературе. В связи с вышесказанным мы выбрали темой исследования Компьютерные обучающие программы по иностранному языку как средство самоконтроля учащихся.
Интенсификация процесса перехода к информационному обществу, связанная с широким внедрением новых информационных технологий и компьютерных средств телекоммуникации, обуславливает необходимость разработки иных форм и методов преподавания иностранных языков.
В силу своей сложности и многоаспектности лингвистические исследования в настоящее время все чаще осуществляются на основе комплексных междисциплинарных подходов и анализируются также с позиций методики преподавания, новых информационных технологий, национально-культурной специфики речевого поведения и т. д [20, c. 12-18].
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к преподаванию иностранных языков в соответствии с требованиями новых Государственных образовательных стандартов в области владения языком, предусматривающих в качестве основной цели формирование общей коммуникативной и профессиональной коммуникативной компетенции специалистов по информационным технологиям.
В отечественной методике преподавания иностранных языков недостаточно разработана система обучения будущих специалистов профессиональному общению на иностранном языке. Попытки устранить данный пробел предпринимались рядом авторов специализированных учебников и учебно-методических пособий по иностранным языкам для лиц, работающих с компьютером. Однако до настоящего времени, на наш взгляд, не найдено последовательного практического решения, позволяющего реализовать эффективную систему формирования общей коммуникативной и профессиональной коммуникативной компетенции специалиста.
Цель исследования состоит в выявлении формирования самоконтроля учащихся посредством компьютерных обучающих программ по иностранному языку.
Объект исследования: самоконтроль учащихся.
Предмет исследования: процесс формирования самоконтроля учащихся посредством использования компьютерных обучающих программ по иностранному языку.
Цель обусловила постановку вытекающих задач:
1. Исследование и анализ психолого - педагогической и методической литературы по проблеме изучения.
2. Рассмотрение свойств самоконтроля у детей школьного возраста.
3. Отбор и обоснование компьютерных обучающих программ по иностранному языку по формированию самоконтроля.
4. Разработка специальных компьютерных систем, позволяющих сформировать самоконтроль учащихся.
Содержание работы
Введение 3
1 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности 5
1.1 Понятие и сущность самоконтроля в контексте учебной деятельности 5
1. 2 Способы формирования самоконтроля 8
1.3 Характеристика уровней сформированности самоконтроля 11
2 Теоретико-методологические основы использования новых технологий в обучении английскому языку 15
2. 1 Место компьютерного обучения в современной системе образования и его влияние на формирование самоконтроля учащихся 15
2.2 Анализ исследований преподавания иностранного языка и использования компьютерных систем для формирования самоконтроля 17
3 Разработка компьютерных обучающих программ, формирующих самоконтроль учащихся 22
3.1 Разработка примерной программы 22
3. 2 Рассмотрение обучающей программы на примере диска English Talk to Me 25
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Приложение А Лист самооценки 32
Использованная литература
- Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. СПб, 2002.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения М., 1998
- Виснадул Б.Д., Гагарина Л.Г., Игошин А.В. Основы технологии разработки программных продуктов. Учебное пособие. М., 2006.
- Грекул В.И., Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем. Курс лекций. Учебное пособие. М., 2005.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности М., 1996
- Иванов В.М., Мещеряков С.В. Эффективные технологии создания информационных систем. М., 2005.
- Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М., 2000.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1996.
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск, 1998.
- Подымова Л.С., Сластенин В.А. Педагогика. Инновационная деятельность М., 1997
- Сластёнин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002.
- Софиев А.Э., Черткова Е.А. Компьютерные обучающие системы. М., 2006.
- Фрадкин Ф.А., Плоова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.
- Михайлов М.Н., Сидоров Г.О. Тренажер по грамматике. // Мультимедиа в преподавании языков. Тезисы конференции. М.: МГУ, 1995. С. 12-18.
- Фридман Л.Н. Проблема обучения и развития в современных условиях психологии образования. - М., журнал «Феникс» 1995, №3
- Эльконин Д.Б. Из книги: «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» - М., журнал «Феникс» 1995, №4