Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Гендерные особенности речи дошкольников/

Гендерные особенности речи дошкольников/

МППУ (г.Москва)

Курсовая по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Гендерные особенности речи дошкольников/"




Автор работы: Ольга
Страниц: 34 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

Актуальность темы

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического разви-тия: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколе-нию, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обуения в школе.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговор-ного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексиче-ской, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетиче-ского и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ре-бенок будет им пользоваться в дальнейшем. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми мани-пулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых во-обще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в старину, и т. п.). Таким образом, слово удваивает мир и позво-ляет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).

Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ре-бенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мысли-тельной деятельности не происходит.

Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.

Цель исследования изучить гендерные особенности речи в дошкольном возрасте.

Задачи исследования:

- рассмотреть гендерные особенности речи дошкольников;

- изучить вопросы формирования речи дошкольников в возрасте 5-6 лет;

- обозначить организацию исследования;

- представить методы исследования;

- проанализировать результаты исследования.

Объект исследования: дошкольники в возрасте 5-6 лет.

Предмет исследования: речь дошкольников.

Гипотеза: мы предположили, что среди мальчиков и девочек развитие речи идет одинаково.

Методология

В данной работе использованы труды следующих авторов:

Объем исследования

Исследование проводилось методом наблюдения, опроса и участия на ба-зе Детского сада «Солнышко» г. Нижний Новгород.

Глава 1. Литературный обзор

1.1.Гендерные особенности дошкольников

Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы хотим этого или нет постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследо-ваниях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вер-бальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин пространственные и математи-ческие. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины дружелюбность и контактность .

Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ве-дутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Ген-дерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире .

В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают раз-ного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и уни-версальны указанные различия, и каково соотношение законов половой диффе-ренциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации .

Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой от гендерного символизма: ка-кие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализа-ция, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологиче-ские механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального раз-вития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса .

Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и де-вочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоцио-нальная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зару-бежными специалистами.

Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и дево-чек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические симво-лы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, ма-шины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, робо-ты, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики ура!). А у девочек в снах и рисунках про-ступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невес-ты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легко-сти, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и до-машнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .

Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл считывают ху-же.

Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывает-ся уже по женскому типу .

В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), девочки, когда их просят нарисовать рису-нок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют суще-ствительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы.

Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И на-оборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает в другое вылетает.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры маль-чиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоско-сти им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего до-ма, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки .

Содержание работы

Введение.3

Глава 1. Литературный обзор...5

1.1.Гендерные особенности дошкольников.5

1.2. Формирование речи дошкольников в возрасте 5-6 лет..10

Глава 2. Организация и методы исследования.22

2.1. Организация исследования...22

2.2. Методы исследования...22

Глава 3. Результаты исследования.....27

Заключение...32

Список литературы..34

Использованная литература

  1. Асмолова А.Т. Психология личности. М., 2007.
  2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.
  3. Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.
  4. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 320 с.
  5. Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 2005.
  6. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2006.
  7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2008. 328с.
  8. Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. СПб., 2008.
  9. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 2007.
  10. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2005.
  11. Мид М. Развитие ребенка. М., 2008.
  12. Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 2007. 315с.
  13. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 2006.
  14. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 2005. 384с.
  15. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 2004. 348с.


Другие похожие работы