Гендерные особенности речи дошкольников/
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Гендерные особенности речи дошкольников/"
Автор работы: Ольга
Страниц: 34 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность темы
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического разви-тия: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколе-нию, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обуения в школе.
Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговор-ного языка, становления и развития всех сторон речи фонетической, лексиче-ской, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетиче-ского и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ре-бенок будет им пользоваться в дальнейшем. После того как ребенок овладевает речью, окружающий мир для него как бы удваивается. Он начинает иметь дело не только с теми предметами, которые непосредственно видит, которыми мани-пулирует, но и с теми, которые в данный момент отсутствуют или которых во-обще не было в его личном опыте (слушает рассказ о полете в космос, о том, как жили люди в старину, и т. п.). Таким образом, слово удваивает мир и позво-ляет ребенку мысленно оперировать предметами даже в их отсутствие. Это расширяет границы его познавательной деятельности: он может пользоваться опосредованными средствами расширения своего кругозора (художественное произведение, рассказ взрослого, объяснение).
Мыслительная деятельность невозможна без речи. Овладевая речью, ре-бенок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать. Слово - материальная оболочка мысли. Однако этот тезис справедлив в том случае, если за каждым словом у ребенка стоит образ предмета, который это слово обозначает. Если ребенок слышит в речи взрослых или сам использует слова, за которыми не стоят образы, мысли-тельной деятельности не происходит.
Ребенок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т. е. воздействовать на окружающих людей. Это предъявляет требования к ее выразительности, эмоциональности, связности.
Цель исследования изучить гендерные особенности речи в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
- рассмотреть гендерные особенности речи дошкольников;
- изучить вопросы формирования речи дошкольников в возрасте 5-6 лет;
- обозначить организацию исследования;
- представить методы исследования;
- проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: дошкольники в возрасте 5-6 лет.
Предмет исследования: речь дошкольников.
Гипотеза: мы предположили, что среди мальчиков и девочек развитие речи идет одинаково.
Методология
В данной работе использованы труды следующих авторов:
Объем исследования
Исследование проводилось методом наблюдения, опроса и участия на ба-зе Детского сада «Солнышко» г. Нижний Новгород.
Глава 1. Литературный обзор
1.1.Гендерные особенности дошкольников
Когда мы говорим о девочках и мальчиках, мы хотим этого или нет постоянно имеем в виду существование различий в их психологии и поведении. Наличие таких различий было выявлено и обосновано в эмпирических исследо-ваниях ученых В.В.Абраменковой (1987), Р.Бэрона, Д.Ричардсона (1997), В.Е.Кагана (1987, 1989), А.В.Либина (1999), И.И.Лунина (1986), Т.И.Юферовой (1985). Выделяют две сферы, в которых были выявлены различия: когнитивная сфера личностного развития и сфера социального поведения. В когнитивной сфере можно считать установленным факт наличия половых различий в вер-бальных, пространственных и математических способностях. У женщин лучше развиты вербальные способности, а у мужчин пространственные и математи-ческие. В социальном поведении мужчины характеризуются более высоким уровнем развития таких черт, как агрессивность и доминантность, а женщины дружелюбность и контактность .
Разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ве-дутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых. Ген-дерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте. В зрелом возрасте гендерные различия проявляются еще шире .
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают раз-ного поведения и по-разному обращаются с ними. Но насколько велики и уни-версальны указанные различия, и каково соотношение законов половой диффе-ренциации (половых особенностей) и характерного для данной культуры или для человечества в целом стиля гендерной социализации .
Отличия социализации мальчиков и девочек содержательно и по своим задачам зависят, с одной стороны, от полоролевой дифференциации, от того, к какой деятельности готовят детей, а с другой от гендерного символизма: ка-кие морально-психологические качества стараются им привить. Кто является главным агентом гендерной социализации родители или другие дети, лица своего или противоположного пола. Как осуществляется гендерная социализа-ция, каковы методы обучения ребенка половой/гендерной роли и психологиче-ские механизмы ее усвоения ребенком на разных стадиях индивидуального раз-вития. Каковы возрастные границы и стадии этого процесса .
Формирование мужского и женского начал осуществляется с помощью слова, чувства и действия. Экспериментально доказано, что у мальчиков и де-вочек разные архетипы, образы, на основании которых у них работает эмоцио-нальная сфера и формируется мышление. Воображение, мечты и фантазии у них разные. И разная мозаика, архитектоника мозга. Это тоже доказано зару-бежными специалистами.
Есть и другие принципиальные различия в психологии мальчиков и дево-чек. В подсознании любого человека присутствуют так называемые архетипы фундаментальные образы, восходящие к глубокой древности, общие для самых разных народов, но различные у двух полов. Подобные архетипические симво-лы проявляются в детских снах и рисунках. У мальчиков это символы свободы и путешествий (ветер, окно, горы, мосты, горизонт, космические полеты, ма-шины, самолеты, ракеты, велосипеды, корабли), символы врага (драконы, робо-ты, монстры, змеи), символы силы и борьбы (меч, копье, лук, стрелы, крепость), символы победы (флаг, горн, крики ура!). А у девочек в снах и рисунках про-ступает совсем другая система символов: символы материнства (куклы, невес-ты, детские кроватки или коляски), символы женственности, изящества, легко-сти, нежности (воздушные шарики, птички, принцессы), символы очага и до-машнего уюта (дом, стол, занавески, посуда), символы достатка в доме (ягоды, фрукты, овощи, грибы), символы женской красоты (цветы, яркие губы, глаза, наряды) .
Мальчики прежде всего ищут смысл и, ухватив его, готовы действовать. А девочки более эмоциональны, тоньше чувствуют, но смысл считывают ху-же.
Если мальчик постоянно переживает девичьи эмоции, то он воспитывает-ся уже по женскому типу .
В психологии не существует расхождений во мнении относительно того, что мозг мальчиков и девочек устроен по-разному, говорит психиатр Майкл Карр-Грегг (Michael Carr-Gregg), девочки, когда их просят нарисовать рису-нок, используют большое количество ярких цветов. И они всегда рисуют суще-ствительные. Мальчики используют темные цвета, серые и черные, и рисуют глаголы.
Опираясь на эту символику, легко найти эмоциональный отклик в душе ребенка, заинтересовать его, объяснить какие-то малопонятные ему вещи. И на-оборот, если информация, получаемая ребенком, не затрагивает эмоций, она проходит мимо: в одно ухо влетает в другое вылетает.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки раскладывают перед собой свои богатства куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры маль-чиков чаще опираются на дальнее зрение: мальчики бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для их полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоско-сти им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей. Освоенное пространство по-разному отражается в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего до-ма, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки .
Содержание работы
Введение.3
Глава 1. Литературный обзор...5
1.1.Гендерные особенности дошкольников.5
1.2. Формирование речи дошкольников в возрасте 5-6 лет..10
Глава 2. Организация и методы исследования.22
2.1. Организация исследования...22
2.2. Методы исследования...22
Глава 3. Результаты исследования.....27
Заключение...32
Список литературы..34
Использованная литература
- Асмолова А.Т. Психология личности. М., 2007.
- Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М., 2004.
- Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006.
- Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. - 320 с.
- Бреслов Г.М., Хасан Б.И. Пол и образование. Красноярск, 2005.
- Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2006.
- Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение, 2008. 328с.
- Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. СПб., 2008.
- Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб, 2007.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2005.
- Мид М. Развитие ребенка. М., 2008.
- Мухина В.С. Детская психология. М.: ООО "Апрель-Пресс", ЗАО "ЭКСМО-Пресс", 2007. 315с.
- Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности. М., 2006.
- Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 2005. 384с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. М.: Просвещение, 2004. 348с.