Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Характеристика внимания у подростков на уроках изобразительного искусства

Характеристика внимания у подростков на уроках изобразительного искусства

МГУ

Курсовая по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Характеристика внимания у подростков на уроках изобразительного искусства"




Автор работы: Елена
Страниц: 33 шт.



Год:2011

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Раздел 1. Теоретический анализ проблемы особенностей внимания подростков

1.1. Подходы к изучению внимания в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых

На органы чувства человека одновременно действует великое множество разнообразных раздражителей. Но не все они непосредственно проникают в ее сознание. Происходит будто отбор той информации, которая представляет интерес и имеет важное значение для личности. Остаток воспринимается как второстепенное, нечетко или вообще не замечается. Выборочный, целенаправленный характер психической деятельности составляет сущность внимания.

Важнейшим условием любой деятельности человека является внимание. Сама сущность жизни требует того, чтобы сигнал о значимости окружающих предметов и явлений был для человека сигналом \"Внимание!\".

Внимание человека имеет социальную природу. Оно возникает в процессе работы и на основе работы.

В соответствии с взглядами И.М.Сеченова, внимание имеет рефлекторный характер, его направленность на объект является специфическим ответом организма на изменения во внешней среде, которые имеют для человека важное значение.

Итак, внимание - особая форма психической активности, которая проявляется в направленности и сосредоточенности сознания на значащих для человека предметах, явлениях окружающей действительности или собственных переживаниях .

Изучением внимания занималось много исследователей. В связи с тем, что оно представляет собой сложное психическое явление, разные психологи с разных позиций объясняли возникновение и функционирование внимания. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, в каждом психическом процессе присутствует момент, который выражает разные отношения личности, в частности к миру людей, природы, сознания к объекту. Это отношение обнаруживается во внимании. Функции внимания состоят в том, что человек среди великого множества раздражителей, которые действуют на него, выбирает нужные, важные, а другие тормозит, вырабатывает таким образом программы действий и сохраняет сосредоточенность, контроль над их ходом.

Как самостоятельную форму психической деятельности внимание рассматривает П.Я. Гальперин. Он придерживается гипотезы о том, что внимание является деятельностью психического контроля. Основные положения этой гипотезы состоят в том, что внимание является одной из составляющих ориентирующе-исполнительной деятельности, которое в этой деятельности не имеет собственного продукта, а выполняет функцию контроля, постепенно становя внутренним сокращенным автоматизированным действием .

Природа внимания в психологии рассматривалась представителями разных психологических направлений и школ в зависимости от их взглядов на психику вообще.

Представители английской ассоциативной психологии не включали понятия \"внимание\" в систему психологии. Сосредоточенность они толковали как ассоциацию представлений .

Представители интроспективной психологии (Д, Гербарт, В. Вундт, Э. Титченер) во внимании усматривали лишь субъективную, внутреннюю сторону. Внимание, на их взгляд, - это состояние сознания, которое характеризуется ясностью, четкостью, интенсивностью имеющегося в ней содержания или процессов.

В. Вундт, например, исходя из такого понимания, отстаивал апперцептивно-волюнтаристскую теорию внимания.

Внимание - это фиксированная точка сознания, обусловленная переходом содержания сознания из зоны перцепции к зоне апперцепции, которое, по мнению В. Вундта, представляет собой особую психологическую активность, которая и является проявлением неизвестной нам внутренней силы .

Американский психолог Э. Титченер понимал внимание как сенсорное качество, которое определяет особое состояние ощущения в сознании. Более яркое ощущение властвует над другими и приобретает самостоятельность, выделяется среди них, подчиняет себе менее яркие ощущения. Яркость ощущений, по мнению Э. Титченера обусловлена склонностями, но он не раскрывает, что представляют собой эти склонности .

Представитель физиологического направления в психологии Т. Циген объяснял внимание не субъективными состояниями, а борьбой ощущений и несознаваемых представлений за владение фиксированной точкой сознания.

Итак, внимание - это состояние осознания представлений. Изменение представлений - переход внимания от одного представления к другому. Акт сосредоточения возникает в результате ассоциативных импульсов ощущений, которые зависят от интенсивности, ясности, силы сопроводительного, эмоционального фона .

Французский психолог Т. Рибо, вслед за И.М. Сеченовым, считал, что внимание без его физического выражения не бывает. В связи с этим он выдвинул теорию двигательного внимания. Внимание, утверждал он, это не духовный акт, который действует тайно, ее механизм - двигательный, то есть он действует на мышцы в форме задержки: человек, который не умеет руководить мышцами, неспособная к сосредоточению внимания.

Представители бихевиоризма (Д. Уотсон и др.) рассматривают внимание лишь как ориентацию поведения, как установку организма по отношению к внешним стимулам .

Итак, ища объяснения природе внимания, ученые старались идти сугубо психологическим путем, однако постепенно они приходили к выводу, что только психологически объяснить природу внимания нельзя, нужно искать физиологическую основу.

Отечественные психологи и физиологи объясняют физиологические механизмы внимания с точки зрения взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения, которое происходят в коре головного мозга.

Направленность внимания возникает на основе, открытого И.П. Павловым, ориентировочного рефлекса, который дает возможность организма справиться о том, что происходит в окружающей среде. По современным данным в его структуру входят как внешние движения, так и внутренние изменения в деятельности всех органов, в том числе изменения в чувствительности анализаторов и в электрической активности главного мозга .

Содержание работы

Введение 3

Раздел 1. Теоретический анализ проблемы особенностей внимания подростков 6

1.1. Подходы к изучению внимания в научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых 6

1.2 Особенности внимания в подростковом возрасте 12

1.3 Особенности учебного процесса, приводящие к продуктивности внимания учеников 17

Раздел 2. Экспериментальное изучение уровня развития внимания подростков на уроках изобразительного искусства 20

2.1 Методические рекомендации к проведению исследования. 20

2.2 Анализ результатов исследования 23

Заключение 26

Список используемой литературы 28

Приложения 31

Использованная литература

  1. Апресян Г. З. Эстетическое отношение к природе в социалистическом обществе. М., 1981.
  2. Артеменко Н. М. Природа и эстетическое воспитание школьников: из опыта работы сельских школ. М., 1978
  3. Бакелова Н. Ф. Использование природного материала на уроках изобразительного искусства и труда // Нач. школа. – 1996. - №4. – С.24 – 30.
  4. Буров А. И. О природе объективности красоты. – Вопросы литературы, 1969. - № 3.
  5. Буров А. И. Эстетика: Проблемы и споры. М., 1975
  6. Вильсон Р. Экологическое образование в неразрывной связи с общим воспитанием детей с раннего возраста // Играя, Обучаемся. – 1999. – Вып.1. – С. 126 – 128.
  7. Волкова А. С. Эстетическое воспитание в процессе изучения географии. М., 1976
  8. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников: Из опыта работы учителя. М., 1978
  9. Гордиенко Л. Н. Искусство и экология. – М., 1984. – 102с.
  10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1996. – 480с.
  11. Забаро – Просолова Е. Л. Красота науки физики и ее значение в эстетическом воспитании учащихся. – В кн.: Наука и эстетическое воспитание. М., 1972.
  12. Захлебный А. Н., Зверев И. Д., Суровегина И. Т. Охрана природы в школьном курсе биологии. М., 1977.
  13. Зверев И. Д. Экологическое и эстетическое образование школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 140с.
  14. Зенкевич И. Г. Эстетика урока математики. М., 1981.
  15. Карташова И. Экологическое образование – веление времени // Вуз. вести. – 1998. - №9. – С. 7.
  16. Краткий словарь по эстетике. Кн. Для учителя // Под ред. М. Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
  17. Крутецкий В. А. Психология. Учеб. для учащихся пед. уч-щ. – 2-е изд., прераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 336с.
  18. Линник Ю. В. Природа и эстетическое воспитание. – В кн.: Основы эстетического воспитания. М., 1975.
  19. Лихачев Б. Т., Квятковский Е. В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. – Советская педагогика, 1980. - №7.
  20. Маймин Е. А. Эстетика – наука о прекрасном. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.
  21. Мелехова О. П. Экологическое образование и нравственное воспитание // Высш. Образование в России. – 1994. - №4. – С. 40 – 43.
  22. Основы эстетики и искусствознания. Факультатив. курс. Пособие для учителей / И. Л. Любинский, В. В. Неверов, В. К. Скатерщиков и др., Под ред. И. Л. Любинского, В. К. Скатерщикова. – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1979. – 302с.
  23. Палий В. Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно – практического освоения природы. Л., 1980.
  24. Педагогика: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2009 “Муз. воспитание” / Л. Р. Болотина, С.П. Баранов, Л. Г. Симушина и др., Под ред. Л. Р. Болотиной и др. – М.: Просвещение, 1987. – 288с.
  25. Полунина В. Н. Искусство и дети. – М., 1982.
  26. Природа и функции эстетического. М., 1968.
  27. Программы общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. М., 1981.
  28. Программы восьмилетней школы: Музыка. М., 1981.
  29. Романова Э. Экологическое воспитание – проблема нравственная // Нар. образование. – 1986. - №5. – С. 57 – 59.
  30. Рожкова М. В. Природа в красках // Играя, обучаемся. – 1999. – Вып. 2. – С. 79 – 83.
  31. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. – В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1976.
  32. Сборник материалов к программе эстетического воспитания школьников. М., 1999.
  33. Фазин А. В. Воспитание красотой. – М., 2000. – 138с.
  34. Эстетическое воспитание школьников. Вопросы теории и методики – М. Д. Таборидзе, Д. К. Бусурамвили, О. Г. Алавидзе и др.; Под ред. М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 101с.
  35. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 2003. – 303с.


Другие похожие работы