Интегрированный урок как эффективная форма обучения детей в коррекционной школе
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Интегрированный урок как эффективная форма обучения детей в коррекционной школе"
Автор работы: Мария
Страниц: 64 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развитых детей, трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, неустойчивое внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, слаборазвита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни решили изучить и использовать на уроках форму интегрированного обучения, что способствует снятию перенапряжения перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков. Интеграция способствует развитию воображения, внимания, памяти, мышления учащихся. Она помогает детям с ограниченными возможностями здоровья целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всём её разнообразии. В настоящее время проблема интеграции предметов в обучении детей с нарушениями интеллекта изучена недостаточно.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников в коррекционной школе.
Предмет исследования: система интегрированных уроков как эффективная форма обучения в коррекционной школе.
Цель: экспериментально доказать влияние интегрированных уроков на повышение эффективности учебной деятельности младших школьников в коррекционной школе.
Задачи исследования:
- анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
- выявить теоретические и методические основы интегрированных уроков в начальной коррекционной школе;
- разработать систему интегрированных уроков в начальной коррекционной школе;
- доказать эффективность использования разработанной системы интегрированных уроков в начальной коррекционной школе.
Гипотеза: Если разработать систему интегрированных уроков с учетом психолого-физиологических особенностей детей с отклонениями в развитии, то это будет способствовать повышению эффективности процесса обучения и реализации принципов здоровьесберагающих технологий.
Методы исследования: анализ использованной литературы, метод наблюдения, опрос, беседа, провдение эксперимента.
Теоретико - методологической основой исследования являются психолого-педагогические и методологические исследования психологов, педагогов Я. А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.П.Мельник, Л.П.Ильенко, Н.П. Шишлянниковой, педагогов-дефектологов В.Г.Беляковой, В.Г.Петровой, О.Е Грибовой., Б.И.Пинского, М.С.Певзнер и др.
Практическая значимость нашей работы в том, что разработанные нами программа интегрированных уроков могут быть использоваться, не только в коррекционных школах, но и в любых начальных классах общеобразовательных школ.
База исследования: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Содержание работы
Оглавление.
Введение................................................................................................................. 3
Глава I Психолого-педагогические основы разработки интегрированных уроков в коррекционной начальной школе
1.1. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ограниченными возможностями здоровья... 5
1.2 . Современные пути реализации интеграции в процессе
обучения ....14
1.3. Методы и формы проведения интегрированных уроков в коррекционной школе .19
Глава II Опытно-экспериментальная работа по внедрению интегрированных уроков во 2 классе коррекционной школы.
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы. 26
2.2. Программа интегрированных уроков во 2 классе коррекционной школы.32
2.3. Анализ и рекомендации по теме исследования40
Заключение.. 55
Библиография..57
Приложение. 62
Использованная литература
- Библиография:
- Аксёнова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. // Дефектология, - 2002, - № 2.-С. 9-20.
- Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. 1991.№ 8. С.48-51.
- Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М.:1973. 87 с.
- Власова Т.А. Дети с ЗПР. М.: 1984. 143 с.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший дошкольник: психодиагностика и коррекция развития. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.
- Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. М.: 1974. 183 с.
- Грибова О.Е. Коррекционная педагогика и специальная психология: актуальные проблемы, основные проблемы развития и перспективы научного поиска: Сборник научных трудов. М.: АПКтПРО, 2003. 73 с.
- Грищенко Н.В. Интегрированные уроки одно из средств привития интереса к учебным предметам // Начальная школа. 1995.№ 11.С. 21-28.
- Груздева Н.В. Интеграция как методический и дидактический принцип (на примере школьного естественнонаучного образования). Гуманистический потенциал естественнонаучного образования. СПб., 1996. С.70-80.
- Данилюк А.Ч. Учебный предмет как интегрированная система // Педагогика. 1996. № 4.С. 24-28.
- Долженко Г.И. Интегрированные уроки как средство развития детей с нарушениями речи. // Начальная школа, - 2000, - №12. С. 43-46.
- Евдокимова А.О., Кочурова Е.Э. Примерное поурочно - тематическое планирование интегрированного курса «Грамота». // Начальная школа, - 2001, - № 11. С. 84-91.
- Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. -176 с.
- Жукова Т.И. Интеграционные тенденции в обучении грамоте. // Начальная школа, - 2001, - № 9.- С. 37-40.
- Зайцева И. А., Кукушин В.С., Ларин Г.Г., Румега Н.А., Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 352 с.
- Избеков Н.П. Родная .- Якутск, 1991. 102 с.
- Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом. (Под редакцией И.И.Дорофеева, Е.А.Гиндина, И.А. Теплоухова, Л.Л. Лосева). //Дефектология, - 2003,- № 1. - С. 54-60.
- Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический вкус для начальной школы. (Пособие для учителя). М.: 2000. 64 с.
- Интегрированное обучение детей с нарушением слуха. (Под редакцией Л.М. Шпицыной, Л.П.Назаровой). СПб.,: «Детство» - «ПРЕСС». 2001.- 64 с.
- Использование и совершенствование новых методик и технологий в реабилитации детей-инвалидов. Якутск: 2001. -163 с.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для педагогических вузов М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998 208 с.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка: Пособия для воспитателя детского сада. 2-е ,доп. М.: Просвещение, 1985. -112 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: 2000. 306 с.
- Коложвари И., Сеченникова Л. Как организовать интегрированный урок // Народное образование. 1996.№1.С.87-89.
- Колягин Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.1989.№3. С.52-53.
- Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. ЗАО., 2000. 132 с.
- Коррекционно-развивающее обучение. (Начальная школа). М.: Издательский дом «ДРОФА». 1999. 147 с.
- Коррекционная педагогика. Учебное пособие. (Под редакцией Б.П. Пузанова). М.: 2001. 118 с.
- Майорова М.Л. Интегрированное применение литературного материала на уроках природоведения // Начальная школа. 1999. №12. С. 60-61.
- Максисова В.Н. Интеграция образования как научно-педагогическая проблема // Проблемы интеграции в естественнонаучном образовании. Ч 2.СПб., 1994. С. 9-11.
- Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: 2000.- 154 с.
- Мельник Э.Л., Корожнева Л.А. Интегрированное обучение в начальной школе: теория и практика. СПб.: КАРО, 2003 192 с.
- Мельник Э.Л. Корожнева (Исаева) Л.А. Интегрированные уроки в начальной школе. Петрозаводск, 1995. 78 с.
- Методические рекомендации, для изучающих курс, «Основы дефектологии и логопедии» по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология». Якутск, 1997. 57 с.
- Обучение учащихся I-IY классов вспомогательной школы: Пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982. 285 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога, М.: Просвещение, 1996. 187с.
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. 160 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ.высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.-4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2001. -512 с.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениям в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. С. 87-90.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогичеких учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 160 с.
- Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М.: 1985. 275с.
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: 1969. 187 с.
- Пичугин С.С. Интеграция учебно-воспитательного процесса в начальных классах Образовательгной системы «Школа 2100». // Начальная школа 2002. № 2 С.68-71.
- Подласый И.П. Основы коррекционной педагогики, М.: Владос, 2000. - 98с.
- Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н,Головиной. М.: 1980. 356 с.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред.А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.- 160с.
- Реан А.А., Бордовская Н.В.,Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. -432с.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: диагностика, коррекция, психопрофилактика, М.: Просвещение,1999.- 136с.
- Светловская И.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в начальном обучении // Начальная школа. 1990 №5. С. 23-27
- Смирнова Е.В., Аскерова А.Н. Как научить ребёнка видеть и чувствовать прекрасное. // Начальная школа 2001. № 5 С. 3 11.
- Смирнов А.Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы: Пособие для учителей и воспитателей. Из опыта работы. 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1982. 102 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей: Сравнение и познание отношений предметов. М.: 1966. -279 с.
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский Центр «Академия», 2001. С. 122-144.
- Старший дошкольник и младший школьник психодиагностика и коррекция развития (Под редакцией М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.Н.Орлова)- М.- В., 1988 194 с.
- Харабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка, М., 1997.- 125 с.
- Хохрина В.Т. Дидактические основы урока во вспомогательной школе. Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та,2000. С.3-14.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение, М.: Владос, 1999. 136 с.
- Шишлянникова Н.П. Интеграция искусств на уроках // Начальная школа. 1999. №10.С. 25-30.
- Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, - 1999, -№ 2. С.49-56
- Эльконин Д.Б. Избранные психологческие труды. М.: Педагогика, 1989. 154 с.