Агрессивное поведение подростков в общеобразовательной школе
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Агрессивное поведение подростков в общеобразовательной школе "
Автор работы: Юлия
Страниц: 62 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность. Подростковый возраст традиционно считается про-блемным периодом в ходе формирования и развития личности. Во многом это связано с основным психическим новообразованием этого возраста — чувством взрослости. Таким образом, главное противоречие кроется между возросшим ощущением самостоятельности подростка и его психическими возможностями. Для формирования самосознания подростку необходимо совершать самостоятельные поступки. Но у пубертата не хватает внутренней уверенности в своей правоте, в своей позиции, не всегда подросток готов взять на себя ответственность за свои действия [3, 8].
Подросток всем своим поведением пытается доказать, что он уже не ребенок. Стремление получить статус взрослого — это абсолютно нормальное явление, необходимое для полноценного развития.
И некоторые современные исследователи считают, что желание пока-зать свою состоятельность у подростков проявляется в форме трех видов зрелости[11]:
1. Подражание внешним признакам взрослости
2. Социальная зрелость
3. Интеллектуальная зрелость
Иногда излишнее желание стать взрослым или наоборот неприятие этого ведет к проявлению у подростков агрессивного и девиантного поведения. Также следует принять во внимание тот факт, что в подростковом возрасте обостряются имеющиеся внутренние противоречия. Подростковая агрессия традиционно считается одним из наиболее сложных явлений данного возраста.
Целью исследования: выявить особенности агрессивного поведения младших и старших подростков.
Объектом исследования: агрессивное поведение у подростков младшего и старшего возраста.
Предметом — особенности агрессивного поведения старших и млад-ших подростков.
В соответствии с целью работы были определены следующие задачи исследования:
провести теоретический анализ основных понятий исследования:
показать основные подходы к изучению (объекта исследования);
раскрыть содержание (предмета исследования).
провести эмпирическое исследование (такого-то вопроса).
Гипотеза исследования: агрессивное поведение младших и старших подростков имеют одинаковые причины, однако проявление агрессивного поведения младших более выражено, чем у старших подростков
Теоретической основой исследования послужили работы: Е.Х. Басс, К. Лоренц, А. Бандуры, Семенюк Л.М., Румянцевой Т.Г. и др.
Практическая значимость: заключается в том, что его результаты могут использовать педагоги, психологи, школьные психологи и также родители для профилактики и коррекции поведения старших и младших подростков.
В процессе исследования были использованы следующие методики:
1. Опросник Баса—Дарки;
2. Анкета Фрейбургская;
3. Г. Шуберт. Склонность к риску;
4. Исследование самооценки по методике Дембо—Рубинштейн в моди-фикации А.М. Прихожан
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 20 подростков старшего и младшего подросткового возраста.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы 51 источник, иллюстрирована 3 таблицами и 3 рисунками.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы агрессивного поведения в психологии 5
1.1. Понятие агрессии в зарубежной психологии 5
1.2. Изучение агрессии в отечественной психологии 10
1.3. Причины агрессивного поведения современных подростков-школьников 18
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Эмпирические исследования агрессивного поведения младших и старших подростков школьников 38
2.1. Цели, задачи и методы исследования 38
2.2. Ход исследования и анализ результатов 48
Выводы по Главе 2 54
Заключение 56
Библиография 58
Приложения 62
Использованная литература
- Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Москва: «Академия», 1997.
- Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: изд-во МГУ, 1990
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.— Л., 1989.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 1997.
- Андреева Г.М. Социальная психология, — М., Издательство Московского Университета, 1990.
- Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996.
- Арутюнян М.Ю. «Кто Я» Проблема самоопределения юношей и деву-шек-подростков. М., 1992.
- Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. — М., 1999.
- Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб., 1997.
- Большаков В.Ю. Психотренинг : социодинамика, упражнения, игры. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996.
- Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. — 1992, т. 13, № 4.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — Спб.: Питер, 2002.
- Бурменская Г.В. Карабанова О.А. Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. — М., 1990.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.
- Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А.В. Перов-ского. — М., 1989.
- Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1998.
- Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. — М., 1991
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М., 1980.
- Захарова А. В. Психология формирования самооценки — Минск, 1993.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности, новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1998 г., № 6.
- Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978.
- Коттлер Дж., Браун Р., Психотерапевтическое консультирование. — с. — П., 2001.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2 изд. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998.
- Кричевский Р. Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ, 1991.
- Люблинская А.А. Детская психология. — М., 1991.
- Немов Р.С. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива. — М.: Знание, 1992.
- Носс И.Н. Психодиагностика. — Москва: Изд-во «КСП+», 1999.
- Нравственность. Агрессия. Справедливость // Под ред. А.М. Матюшкова. — М., 1992.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: 1991.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы соци-ально-психологического тренинга. — М.: изд-во МГУ, 1992.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. — М.: Профиздат, 1991.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара: Изда-тельский Дом «БАХРАР», 1998.
- Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. — М.: 1999.
- Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Педагогика — Пресс, 2001.
- Психология. Словарь. Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. — М., 1990.
- Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие. — М.: РИО РТА, 1998.
- Робер М., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М.: Про-гресс, 1998.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1993
- Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
- Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психологии. — М.: Texнoлoгическая школа бизнеса, 1996.
- Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Проявление девиации в подростковой субкультуре // Вопросы психологии. 2004. № 3.
- Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.
- Столин В.В. Самосознание личности. — М., 1983.
- Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. —Л., 1998.
- Съедин С.И. Повышение эффективности психологической работы по сплочению таможенных коллективов // Эпсилон, 1997, № 2, с. 2–10.
- Тарасов В.К. Персонал-технология: подбор и подготовка менед-жеров. — Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1999.
- Шибутани Т. Социальная психология. Перевод с английского В.Б. Ольшанского. — Ростов на Дону: «Феникс», 1999.
- Шпалинский В.В. Экспериментальное изучение параметров малых групп // Вопросы психологии, 1982, № 5.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996.