Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Социальная психология

Социальная психология

Москва

Реферат по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Социальная психология"




Автор работы: Лена Михалькова
Страниц: 19 шт.



Год:2007

Цена всего:499 рублей

Цена:1499 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

1. Методы исследования, используемые в социальной психологии

Социально-психологическое исследование это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать:

a) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ жизни и т.д.);

b) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные представления, ожидания и т.п.;

c) слабоосознаваемые или несознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.);

d) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы;

e) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социального взаимодействия и т.д.

Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод.

Метод наблюдения

В зависимоти от роли наблюдателя в ситуации исследования различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях).

Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с помощью наблюдения данных, например разработке надежных схем (программ) наблюдения, использованию технических средств регистрации поведения и деятельности личности или группы, специальной подготовке наблюдателей и т.п.

Метод анализа документов

Метод анализа документов является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности.

Документы обычно различаются по:

- способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видеодокументы);

- целевому назначению (естественные, специальные и целевые);

- степени персонификации (личные и безличные);

- статусу (официальные и неофициальные) и т.д.;

Методы анализа документов различаются на качественные (или неформализованные) и количественные (формализованные). В основе любого метода лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации

Метод опроса

Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов).

Опросы делятся на два основных типа:

интервью (очный опрос); проводиться в форме непосредственных вопросов-ответов;

анкетирование (заочный опрос); предполагает самостоятельное заполнение вопросника (анкеты) самими респондентами.

В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях:

для сбора предварительной информации на ранних стадиях исследования;

для апробации или пилотажного испытания нового методического инструментария;

как дополнительное средство уточнения, расширения и контроля получаемых данных;

как основой эмпирический метод сбора социально-психологической информации.

Метод социометрии

Метод социометрии разработал Дж.Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации.

Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности.

Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социоматриц (таблиц), социограмм, графически отображающих структур отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы.

К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммунокометрия и др.

Наиболее существенные недостатки метода социометрии:

невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений;

высокая вероятность искажения результатов из-за неискренных ответов или психологической защиты;

возможность использования лишь в группах, имеющих опыт взаимодействия.

Метод групповой оценки личности. Тесты

Метод групповой оценки личности (ГОЛ) этот способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения.

С помощью этого метода оцениваются качества человека по предполагаемому их перечню с использованием приемов:

прямого оценивания по n-бальной шкале;

ранжирования качества;

попарного сравнения качеств и др.

Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования, а их число варьирует у разных исследователей в диапазоне от 20 до 180.

Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т.д.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, однако широко применяются для диагностики разных групп, межличностного, межгруппового и других видов взаимодействия, социальной перцепции, социально-психологических свойств личности (социального интеллекта, социальной компетентности, стиля лидерства и др.).

Содержание работы

1. Методы исследования, используемые в социальной психологии

2. Средства общения и разновидности барьеров коммуникации

3. Составьте таблицу «Психологическая характеристика темперамента личности»

4. Составьте схему «Классификация малых групп»

5. Факторы социализации личности

Список литературы

Использованная литература

  1. Пиз А. Язык телодвижений. Н.Новгород: Ай-Кью, 1994г.
  2. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. М.:ИНФРА-М, Новосибирск:НГАЭиУ,1997
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2003. 375с.
  4. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999.
  5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. 3-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 512с.
  6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. хрестоматия. Издание третье, допол. Самара: Изд-й Дом «БАХРАХ-М». 2002. 512с.


Другие похожие работы