Система ранней помощи
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Система ранней помощи"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Вступление
Система раннего выявления и ранней специальной помощи детям оказывает психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование обеспечивает каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создает условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни .
Актуальность и необходимость такой системы определяется двумя основными факторами:
в стране сложилась специфическая демографическая ситуация, тревожащими характеристиками которой являются не только снижение рождаемости, но и уменьшение доли рождения здоровых, физиологически зрелых детей, повышение показателей осложненных родов и отклонений в развитии врожденного или/и перинатального генеза; в этой связи актуальность приобретает именно ранняя диагностика отклонений в развитии и их своевременная коррекция;
ратификация Российской Федерацией в 1991 г. Деклараций ООН «О правах умственно отсталых лиц» (1971 г.) и «О правах инвалидов» (1975 г.) свидетельствует, что ценностные ориентации государства и общества заключаются в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности. Такие возможности должны быть предоставлены с самого раннего детства каждому ребенку, в том числе и детям с отклонениями в развитии.
Наличие ранней комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии малыша группы риска (в результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 месяцам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект) и, следовательно, позволит сократить долю детей, которые по достижении школьного возраста будут нуждаться в специальном образовании в условиях специализированных учреждений. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Теоретические основы коррекционно-педагогической работы с детьми первых лет жизни, имеющими различные отклонения в развитии, практические рекомендации к содержанию и организационным формам этой работы представлены в трудах Е.Р.Баенской, М.Э.Бернадской, О.И.Кукушкиной, М.М.Либлинг, Г.А.Мишиной, Т.В.Пелымской, Ю.А.Разенковой, Е.А.Стребелевой. Н.М.Шматко .
Результаты отечественных, а также зарубежных научных исследований и практика со всей очевидностью показывают: раннее выявление и ранняя комплексная коррекция отклонений в развитии с первых дней жизни позволяют предупредить появление отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скорригировать уже имеющиеся трудности и в результате − значительно снизить степень социальной недостаточности детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, степени интеграции в общество.
Содержание работы
Вступление 3
1. История разработок программ ранней помощи детям с проблемами в развитии 5
2. Суть и содержание программ ранней помощи 6
3. Принципы работы социально-педагогических и психотерапевтических программ ранней помощи 8
4. Задачи программ ранней помощи детям с проблемами в развитии 9
5. Этапы работы с ребенком и семьей 10
6.Роль матери в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии 12
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Использованная литература
- Каманов И.М. Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии. − http://psy.1september.ru/2002/03/12_13.htmъ
- Козлова Е.В. Принципы составления и реализации реабилитационных программ для детей первого / второго года жизни с нарушением моторных функций // VI Царскосельские чтения. Международная научно- практическая конференция. − СПб., 2002.− С. 136-138.
- Крылов А.А. Психология. − М.: Проспект, Велби, 2007. − 743с.
- Малофеев Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации // Дефектология. − 2007. − № 6. − С.60-68.
- Питерси М. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Кн. 1-8. – М., 2001.
- Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: Программа курса / Авторы-сост. О.В. Вершинина, Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 20с.
- Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. − М.: Советский спорт, 2003. − 464с.