Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте"
Автор работы: Попова Ксения
Страниц: 49 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований оценочной деятельности учителей вопрос о роли отметок как разновидности фиксируемых оценок учебной деятельности учащихся мало привлекал внимание исследователей, особенно с психологических позиций, не смотря на то, что в числе острых проблем, встающих перед школой и которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают и такие, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны трудность учебной работы учащегося зависит от особенностей учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
Борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться актуальной задачей и на сегодняшний день. Для установления причин неуспеваемости, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 6
1.1. Проблема успешности обучения в младшем школьном возрасте. 6
1.2. Проблема самооценки в младшем школьном возрасте. 12
1.3. Влияние самооценки на успешность обучения. 19
1.4. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника. 22
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 28
2.1. Методы диагностики самооценки младшего школьного возраста. 28
2.2. Диагностика влияния самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте. 29
2.3. Рекомендации по повышению самооценки школьников 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Использованная литература
- Амонашвили Ш.А. «Возможность обучения без отметок в начальных классах». «Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения». - Тбилиси, 1969.
- Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» // Избранные психологические труды. Том 2. - М., Просвещение, 1980.
- Ананьев Б.Г. «Психология педагогической оценки» Том IV. Л., , 1935.
- Антонова Г.П. «Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач» // Типические особенности умственной деятельности младших школьников. - М., Просвещение, 1968.
- Бабанский Ю.К. «Оптимизация учебно-воспитательного процесса в учебной деятельности». - М., Просвещение, 1983.
- Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический проект, 2005.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. /Пер. с англ. – М.; Прогресс, 1986.
- Блонский П.П. «Школьная успеваемость» // Избранные педагогические произведения. - АПН РСФСР, 1961.
- Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». - М., Просвещение, 1968.
- Бударный А.А. «Преодолевать неуспеваемость» - Народное образование, 1963, №10.
- Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2004.
- Выготский Л.С. «Проблемы обучения и умственного развития» // Избранные исследования. - М., 1956 г.
- Гельмонт А.Н. «О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления». - М., 1954.
- Горбачева В.А. «К вопросу формирования оценки и самооценки у детей». - АПН РСФСР, 1952, №18.
- Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002.
- Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» // Вопросы психологии, 1991, №6.
- Диксон Уоллес. Двадцать великих открытий в детской психологи. - СПб.: прайм-Еврознак, 2004.
- Добрынин С.Я. «Структура и динамика мотивов деятельности» // Вопросы психологии, 1984, №4.
- Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности» // Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. - М, 1977.
- Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности» // Вопросы психологии, 1980, №4.
- Ивлева И.А. Консультирование родителей в детском саду. Возрастные особенности детей. Комплект практических материалов для психологов дошкольных учреждений. – М.: Генезис, 2008.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
- Коломинский, Я.Л. Социальная психология школьного класса: научно-метод. Пособие для педагогов и психологов / Я.Л. Коломинский. – Минск: ООО «ФУА информ», 2003.
- Ларина Э.В. Особенности развития мышления у младших школьников в различных условиях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2002.
- Лейтес Н.С. «Индивидуальные различия в способностях» // Психологическая наука в СССР, том 2, 1960.
- Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». - М., 1971.
- Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. - М., 1971.
- Липкина А.И. «Самооценка школьника». - М., 1976.
- Липкина А.И., Рыбак Л.А. «Критичность и самооценка в учебной деятельности». - М., 1968.
- Менчинская Н.А. «Обучение и умственное развитие» // Обучение и развитие. - М, Просвещение, 1966.
- Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» // Народное образование, 1963, №4.
- Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод. пособие к семинарским и практическим занятиям / Сост.: Н.В. Шутова, В.В. Кисова. - Н.Новгород: НГПУ, 2002.
- Москвичева Л.В. Развитие Я-концепции у младших школьников средствами содержательного общения со сверстниками и учителем: Дис. ... канд. психол. наук. - Н.Новгород, 2003.
- Неймарк М.С. «Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе» // Вопросы психологии личности школьников. - М., Просвещение, 1973.
- Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Нравственная сфера личности дошкольника. – Спб.: Амалтея, 2008.
- Островерх О.С. Психология развития. - Красноярск: КрасГУ, 2002.
- Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2004.
- Розенталь У.Д. «Некоторые проблемы повышения успеваемости в условиях всеобщего среднего образования» // Советская педагогика, 1975, №8.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2005.
- Славина Л.С. «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам». - М., 1958.
- Самохвалова В.И. «Возрастные и индивидуальные различия запоминания разных видов материала» // Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М., Просвящение, 1997.
- Чернышева Н.С. Характер младшего школьника: Учеб. пособие. -М.: Флинта; Наука, 2006.
- Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». - М., 1974.
- Якобсон П.М. «Чувства, их развитие и воспитание», 1976.