Развитие восприятия музыки у дошкольников по средствам музыки П.И. Чайковского
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Развитие восприятия музыки у дошкольников по средствам музыки П.И. Чайковского"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
В конце ХIХ века начался этап экспериментально – физиологических исследований. Ученые доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.
Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями и воздействия на формирование личности человека. В силу того, что музыка воспринимается эмоционально и имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Музыкальное восприятие – сложный процесс познания, переживания и оценки музыкального произведения, его художественного образа.
На основании вышеизложенного, цель данной работы – рассмотреть процесс развития музыкального восприятия у дошкольников на примере музыки П.И.Чайковского.
Содержание работы
Оглавление
Введение 2
1 Теоретическое обоснование музыкального восприятия дошкольников 4
1.1 История вопроса в литературных источниках 4
1.2 Особенности мелодического языка П.И.Чайковского 10
2 Практическое изучение восприятия музыки дошкольниками 13
2.1 Определение уровня музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста 13
2.2 Рекомендации по развитию музыкального восприятия дошкольников 23
Заключение 25
Литература 27
Приложение 1 29
Приложение 2 30
Использованная литература
- Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Б. В. Асафьев. Ленинград: Музыка, 1973.
- Астафьев Б. О музыке Чайковского. – Л.: Музыка, 1972. - 375 с.
- Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки.- М.: «Музыка», 1923.-125 с.
- Ветлугина Н.А.Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981.-240с.
- Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989-270с.
- Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. - М.: Музыка, 1980 - 256 с.
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 320 с.
- Кабалевский, Д. Б. Педагогические размышления / Д. Б. Кабалевский. – М., 1986.
- Матвеева Р.А. Восприятие музыки детьми раннего возраста// Вестник ТГПУ. 2008. Выпуск 2 (76) – с.26-29
- Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. - Киев: Музична Украина, 1986. - 126 с.
- Назайкинский, Е. В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания /Е. В. Назайкинский // Восприятие музыки. – М., 1980. – с.91
- Общая психология / сост. е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1998. – с.221
- Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Музична Украина, 1975. - 286 с.
- Павлов, И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных. Изд. 6-е / И. П. Павлов. – М., 1938. – с.565
- Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии.- 1986.- № 1.- 102-104с.
- Радынова О.П. Дошкольный возраст: задачи музыкального воспитания// Дошкольное воспитание.-1994-№ 2-24-30с.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 1994.
- Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Т. 2. – Произвольные движения /И. М. Сеченов. – М.: Учпедгиз, 1953. – с.77.
- Смирнова М. Система воспитания Древнего Востока и современность / Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы истории, теории, психологии, методологии // Научно-практическая конференция 25–29 октября 1994 г. М., 1997 РАМ им. Гнесиных. – с.106
- Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М., 1988.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003-379с.
- Шумакова, А. В. Мир музыки и ребёнок в нём / А. В. Шумакова // Ребёнок в мире культуры / под общ. ред. Р. М. Чумичевой. – Ставрополь : Ставропольсервисшкола, 1998.