Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Педагогический колледж №7

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста."




Автор работы: Костриков Илья
Страниц: 72 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Для того чтобы, удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия воображения и познавательных процессов человеческая деятельность невозможна.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и другие.

Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в младшем школьном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанных задач:

- во-первых, необходимо воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;

- во-вторых, развивать творческие способности.

В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус.

Для развития творчества и систематизации знаний детей мы поставили перед собой следующие задачи:

- развить у детей эстетические чувства формы, света, ритма, композиции, пропорции.

- обучить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве.

- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

- развивать у детей знание и навыки в области изобразительной деятельности.

Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления об окружающей их действительности.

Педагогическая проблема – поиск стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное действенное желание «сочинять». Такой стимул нашел Лев Николаевич Толстой. Приступая к обучению крестьянских ребятишек, великий русский писатель уже понимал, сколь значима задача «развивать детское творчество»; как одно из решений он предлагал детям совместные сочинения. Суть вовлечения детей в художественное творчество по Л.Н. Толстому показать не только продукт, но и сам процесс творчества. Тогда как пишет отечественный исследователь психологии детского творчества Е.И. Игнатьев, ребенок «от простого перечисления отдельных деталей в рисунке переходит к точной передаче особенности изображаемого предмета. Одновременно изменяется роль слова в изобразительной деятельности, все больше приобретает значение регулятора, направляющего процесс изображения, контролирующего приемы и способы изображения» [17;34].

В процессе рисования ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется изображению, которое создал он сам, огорчается, если что-то не получилось. Но самое главное: создавая изображение ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Мы считаем, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед начальной школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления детей актуальна тем, что эти психологические процессы являются неотъемлемыми компонентами любой формы творческой деятельности ребенка, его поведением в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли познавательных процессах в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления.

Как показали исследования Л.С.Выготского, В.А.Крутецкого и других ученых познавательные процессы выступают не только предпосылками эффективного усвоения детьми новых знаний, но и являются условиями творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствуют развитию личности, т.е. значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в школе.

Творческие способности детей представляют огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. Большие возможности для развития творческих способностей представляет изобразительная деятельность детей, выполненная нетрадиционными методами.

Познавательные процессы – это важная сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без восприятия, воображения, памяти, внимания, мышления невозможно. Они являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эти способности нуждаются в особой заботе в плане развития. Для того, чтобы развивать творческие способности у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности:

- объект;

- предмет;

- цель;

- задачи;

- гипотеза;

- структура.

Объектом исследования: является процесс развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования: является использование нетрадиционных техник рисования, направленный на развитие творческого воображения.

Целью исследовании: разработать и апробировать серию уроков с использованием нетрадиционных техник рисования.

Задачи исследования:

- уточнить основные понятие темы;

- определить особенности развития познавательных процессов и особенности творческих способностей у детей младшем школьного возраста 7 лет жизни в изобразительной деятельности;

- показать технологию нетрадиционных способов рисования в развитии воображения детей 7 лет жизни;

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию творческого воображению детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…………….3

Глава 1. Возможности развития детей младшего школьного возраста

через рисование:

1.1. Возможности эмоционально-моторного развития………….……….....6

1.2. Психолого-педагогические основы развития воображения младших школьников.………………………………………………………..……....9

1.2.1. Теоретическое представление о воображении и его психологическая характеристика…………………………………………….……......…9

1.2.2. Виды воображения у детей младшего школьного возраста……11

1.2.3. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности.…………………………………………………….…..14

1.2.4. Развитие воображения у детей в процессе творческой деятельности…………………………………………………………15

1.3. Возможности развития творческих способностей……..……………...16

1.3.1. Понятие творческие способности…..…………………….…....…16

1.3.2. Характеристика творческих способностей………………….…...18

1.3.3. Творчество и воображение, их взаимосвязь………………..…...19

1.4. Общие психические процессы влияющие на развитие детей

младшего школьного возраста…………………………….…..…….20

1.4.1. Восприятие………………………………………………….….…..20

1.4.2. Память……………………………………………………….…..….23

1.4.3. Внимание…………………………………………………….…..…25

1.4.4. Мышление…………………………………………………….…....26

Глава 2. Изучение уровня развития творческого воображения детей 8-го года жизни.

2.1.Характеристика творческих способностей детей класса…….……..29

2.2.Используемые техники………………………………………...…..…34

2.3.Задачи и методика диагностики……………………………..…….…41

2.4.Анализ результатов…………………………………………...………42

Глава 3. Процесс развития творческого воображения детей 8-го

года жизни.

3.1. Методика поведения …………………………………………..…47

3.2. Анализ результатов.……………………………..….………….....59

Заключение…………………………………………………………………….....67

Список литературы……...…………………………………………………….....69

Приложения…………………………………………….………….………….....72

Использованная литература

  1. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. Информатика и образование. – 2004. -№2.
  2. Асадуллин, P. M. ; Интегративно – модульная технология формирования личности учителя как субъекта профессиональной деятельности. – Уфа : БГПИ, 2000.
  3. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. Информатика и образование. – 2001. - №3.
  4. Васильева Г. Цвет как одно из главных средств развития дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание № 19, 1996.
  5. Вертгеймер М.А. Продуктивное мышление. – Москва, 1987.
  6. Варченко В.И. Радуга в компьютере.// Начальная школа. – 2007. -№10.
  7. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 2003. - №2.
  8. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. –Москва, 1989.
  9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- Москва, 1991.
  10. Грановская Р.М. Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. – СПб., 1994.
  11. Гречко С.А. Развитие воображения младшего школьника. // [Электронный ресурс].
  12. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - Москва, 2007.
  13. Домашняя школа, Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. – СПб., 1994.
  14. Дьяченко О.М. Развитие воображения. - Москва, 1996.
  15. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. // Учебное пособие для вузов. - Москва: Академический проект, 2003.
  16. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей // Развитие и диагностика способностей. Москва: Наука.
  17. Игнатьев Е.И. Вопросы психологического анализа процесса рисования. Известия АПН РСФСР, 1980.
  18. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – Москва, 2004.
  19. Кант И. Критика чистого разума // Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным. Москва: Эксмо, 2007.
  20. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. - 2004. - №2.
  21. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие. // Психологический журнал. 2001. №5.
  22. Крутецкий В.А. "Психология обучения и воспитания школьников" "Просвещение", Москва, 1976.
  23. Курина, В. А. Методологические основы непрерывной технологической подготовки в системе «семья - школа - ВУЗ» Самара, 2000.
  24. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 1983.
  25. Маклаков А.Г. Общая психология. - Москва, 2005.
  26. Матюгин И.Ю Аскоченская Т.Ю. Бонк И.А. Слоненка Т.А. Как развить внимание.- Москва, 2001.
  27. Миронов Н.П. Способность и одаренность в младшем школьном возрасте. // Начальная школа. - 2004 г. - № 6.
  28. Микляева Н.В. Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в школе. – Москва, 2005.
  29. Мухина В.С. Возрастная психология. - Москва, 1997.
  30. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – Москва: Педагогика, 1981.
  31. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство , отрочество. учебник для студентов вузов. – 6-е изд., стереотип. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000.
  32. Немов Р.С. Психология. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: ВЛАДОС, 2000.
  33. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 1992.
  34. Николаенко Н.Н. психология творчества. – СПб., 2005.
  35. Практическая психология. //Под редакцией М.К. Турушкиной.- СПб., 1998.
  36. Пилюгина Э.Г. Занятие по сенсорному воспитанию. – Москва, 1998.
  37. Родари Дж. Грамматика фантазии. – Москва, 1978.
  38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  39. Саккулина М.П. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва, 1982.
  40. Сластёнин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // ВЛАДОС, 2003. – Ч. 2.
  41. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  42. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  43. Способности и склонности. / Под ред. Э.А. Голубевой. Москва, 2002.
  44. Словарь русского языка: В 4-х т. // АН СССР, Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е издание. Москва: Русский язык, 1981–1984.
  45. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. – СПб., 1997.
  46. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. Воронеж, 1996.
  47. Филатов Ф. Р. Общая психология : справочник. Ростов-на-Дону : Феникс, 2005.
  48. Физиология развития ребёнка. // Под ред. В.Н. Козлова, Д.А. Фарбер. Москва, 1983.
  49. Философский энциклопедический словарь. Москва, 2007.
  50. Фонарев А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей. – М., 1987.
  51. Флерина Е.А. Проявление коммуникативной активности детьми в совместной изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного возраста и младших школьников: Сборник научных трудов. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1996.
  52. Фремэн Дж. Ваш умный ребёнок. Москва, 1996.
  53. Чудновский В.Э. Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – Москва, 1990.
  54. Эльконин Д.Б. Психологические основы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Москва, 1981.
  55. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. Москва, 1974.
  56. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. Москва, 1999.
  57. Художественное творчество в детском саду. // Под редакцией Ветлугиной – Москва, 1974.
  58. Художественное творчество в детском саду. // Под редакцией Ветлугиной – Москва, 1974.
  59. Шацкая В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье. // Стенограмма публичной лекции. - Москва: Знание, 1964.
  60. Щербаков В.С. Обучение и творчество. – Москва, 1969.
  61. Щебланова Е.И. Динамика когнитивных и некогнитивных показателей одарённости у младших школьников. // Вопросы психологии, 2000.


Другие похожие работы