воспитание навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"воспитание навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"
Автор работы: Галина
Страниц: 63 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Актуальность темы исследования. Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, имеющих непреходящее значение. В этот период ребенок осваивает цели и мотивы своих взаимоотношений с окружающим миром. Именно в этот период необходимо познакомить его с истинными ценностями человеческих взаимоотношений, помочь обрести навыки сотрудничества, которые он пронесет через всю свою жизнь.
Особое значение в развитии навыков сотрудничества играет сюжетно-ролевая игра, с помощью которой ребенок моделирует свою будущую социальную роль, учится соблюдать нормы поведения в обществе, развивает навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Исследования умственного развития детей и дошкольного возраста, проводившиеся А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддьяковым, Л.А. Венгером, позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение разными видами познавательных ориентировочных действий, в основном игровых, связанных с общением.
Обычно выделяют младший (3 — 4 года), средний (4 — 5 лет) и старший (5 — 7 лет) Д. в. Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см), масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – сюжетно-ролевые игры.
Цель исследования: определить, какие групповые психолого-педагогические методы работы воспитывают навыки сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Для достижения данной цели следует выполнить следующие задачи:
- выявить теоретические проблемы развития навыков общения
у детей старшего дошкольного возраста;
- определение первоначального уровня развития игровой деятельности детей старшего возраста;
- определение уровня развития эмоциональной, познавательной и коммуникативной сферы деятельности;
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав содержащих 6 параграфа, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание работы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1 Воспитание навыков сотрудничества у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре………………………………..4
1.1 Теоретические проблемы развития навыков общения
у детей старшего дошкольного возраста…………………………...........4
1.2 Сюжетно-ролевая игра, как метод воспитания навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста……………..18
1.3 Методика формирования культуры поведения в старшей
и подготовительной группе………………………………………………21
2 Эмпирическое исследование развития и воспитания
навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста в
сюжетно-ролевой игре………………………………………………………….29
2.1 Организация и методы исследования……………………………....29
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента…………….35
Заключение………………………………………………………………………44
Список использованных источников………………………………………….46
Приложение 1……………………………………………………………………51
Приложение 2……………………………………………………………………51
Приложение 3……………………………………………………………………53
Приложение 4……………………………………………………………………55
Приложение 5……………………………………………………………………56
Приложение 6…………………………………………………………………….58
Приложение 7…………………………………………………………………….58
Приложение 8…………………………………………………………………….60
Использованная литература
- Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 1977.
- Амонашвили Ш. А. В школу - с шести лет. - М., 1986.
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. - М., 1992.
- Артемова. В. Театрализованные игры дошкольника. - М., 1991.
- Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников. - М., 1988.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1990.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. - М., 1985.
- Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М., 1981.
- Бандура А. Теория социального научения. — СПб., 2000.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. труды. — М., 1995
- Беседы на этические темы // Д/в №4 – 88.
- Богуславская З.М.,Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М. , 1991.
- Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. Дошкольная педагогика: 2-е изд. - М. , 1997.
- Буре Р. С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. – М., 1985.
- Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: 2-е изд.// Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. и др.; Под. ред. Виноградовой А.М.
- Выготский Л. С. Раннее детство. Кризис трех лет // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.
- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984.
- Ветер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. - М., 1994.
- Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М., 1988.
- Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М., 1993.
- Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. -М., 1983.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л .Н.Павловой.-М., 1986.
- Воспитание в труде / Под ред. Р.С.Буре. - М., 1987.
- Галигузова Л. , Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. - М., 1992.
- Гришина Г. Н. Любимые детские игры. - М., 1997.
- Гриценко 3. А. "Пришли мне чтения доброго..." - М., 1997.
- Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.
- Давыдов В. В. Проблема развивающего обучения. - М., 1986.
- Доман Г. Гармоничное развитие ребенка: Пер. с англ. - М., 1995.
- Дубровская Е. А. Раз ступенька, два ступенька - будет песенка. -М., 1997.
- Демидова И.Ф. Психология развития и возрастная психология. — Таганрог, 2003.
- Елагина М. Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте // Вопросы психологии.
- Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. Психологическая практика в системе образования. - М., 1998.
- Ибука М. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М., 1991.
- Ильчиков М. 3.. Смирнов Б. А. Социология воспитания. - М., 1996.
- Игры дошкольника. - М.: Просвещение, 1989.
- Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. - М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
- Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти// Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8.
- Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: 2-е изд., доп. – М., - 1985.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
- Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения».// Педагогический вестник. №1. - 94.
- Марютина Т. М., Стефаненко Т.Г., Поливанова К.Н. Психология развития.
- Марцинковская Т.Д. История детской психологии. — М., 1998.
- Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. — М., 2001.
- Мухина B. C. Детская психология. — М., 2000.
- Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
- Островская Л. Ф. «Поведение – результат воспитания».// Д/в №5 – 77.
- Островская Л. Ф. Педагогические знания родителям. – М., 1983.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М., 1986.
- Подласый И.П. Педагогика. – М., 1996.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 1985.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избр. психологические труды. — М.
- Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
- Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковского. - М., 2005.
- Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / Под ред. А. А. Реана. — СПб., 2003.
- Папько Е. А. Психология деятельности воспитателя детского сада. - Минск, 1986.
- Рычашкова «Упражнения по закреплению культуры поведения».// Д/в №3-89.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками/Под ред. А.Г.Рузской. - М., 1989.
- Развитие общения у дошкольников: Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет. /Под ред. А.В.Запорожца, М. И.Лисиной. - М., 1974.
- Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988.
- Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. - М., 2004.
- Теплюк С. «Об опрятности и аккуратности». //Д/в №9-88.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 1996.
- Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
- Чиркова Т. «Учет индивидуально – психологических особенностей детей».//Д/в. №5 – 86.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология. — М., 2005.
- Эльконин Д. Б. Введение в детскую психологию // Избр. психол. труды. — М., 1989.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избр. психол. труды. — М., 1989.