Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Лингвометодические основы развития речи на уроке обучения грамоте учащихся младших классов

Лингвометодические основы развития речи на уроке обучения грамоте учащихся младших классов

МГПУ

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Лингвометодические основы развития речи на уроке обучения грамоте учащихся младших классов"




Автор работы: Ольга
Страниц: 77 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Речевая деятельность детей способствует овладению родным языком. Речь помогает ребенку не только общаться, но и познавать мир. Овладение речью - это главный способ познания окружающего мира. Чем полнее и глубже усваиваются богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает всевозможные стороны в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития, возможность в полной мере существовать в обществе. Развитие речевой деятельности ребенка - не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства.

«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета» , - так считал К.Д.Ушинский.

Актуальность работы заключается в том, что одной из задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно без совершенствования речи, поэтому задача развития речи учащихся является в настоящее время одной из главных задач школы.

Задача уроков обучения грамоте в младшей школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их речевые умения и навыки. Но система обучения в начальной школе строится преимущественно на выполнении детьми тренировочных упражнений на закрепление того или иного навыка.

Уроки строятся по одному типу: учитель предлагает готовую модель действия, дети по трафарету выполняют упражнения, в том числе творче-ские. Это приводит к тому, что вырабатывается своеобразный штамп при решении того или иного задания и поисковая деятельность свертывается. А при появлении новых типов заданий поиск строится заново. Кроме того, ребенок постепенно теряет интерес не только к обучению, но и к самому творческому процессу.

На уроках обучения грамоте необходимо отказаться от стереотипов и шаблонов; непредсказуемость творческого действия и свобода воображения должны стать главными принципами моделирования уроков.

Основное внимание должно уделяться речевой деятельности учащихся, проявляющейся как в устной, так и в письменной формах. Цель такого урока – опираясь на полученные знания о языке, целенаправленно обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать (и понимать) чужую речь, а также строить собственные высказывания в соответствии с нормами русского языка. Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей должна определять содержание и структуру урока обучения грамоте.

Объектом исследования являются особенности развития речи детей младшего школьного возраста.

Предметом исследования выступают лингвометодические основы развития речи учащихся первого класса.

Цель исследования: совершенствование методики развития речи учащихся в первом классе.

Для достижения цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

Теоретические задачи:

1. раскрыть роль родного языка и речи в развитии ребенка;

2. выявить особенности развития речи у детей в начальных классах;

3. проанализировать имеющиеся в педагогической науке лингвометодические основы развития речи учащихся первого класса;

Эмпирические задачи:

4. подобрать и применить комплекс диагностических процедур, направленных на выявления уровня развития речи у учащихся первых классов;

5. установить возможность применения разработанной методики развития речи у учащихся первых классов;

6. проанализировать результаты апробации предложенной методики.

Теоретические и методологические основы:

Проблемы речевой деятельности привлекают внимание учёных. Об этом говорит поток научных исследований: работы Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, Б.Ф. Ломова, В.В. Богословского, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна и др. позволяют создавать научно-обоснованные предпосылки для выявления условий индивидуализации деятельности в развитии речевой деятельности у детей.

Апробация методики:

Базой для исследования выступили учащиеся первых классов МОУ лицея №9 г. Орехово-Зуево.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение, наблюдение, эксперимент, статистическая обработка экспериментальных данных.

Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в глубоком и всестороннем рассмотрении проблемы развития речи у детей, обучающихся в первом классе, апробации и подтверждении эффективности предложенной в работе методики, в общезначимости и тиражируемости полученных результатов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 6

1.1 Роль родного языка и речи в развитии ребенка 6

1.2 Особенности развития речи детей младшего школьного возраста 18

1.3 Лингвометодические основы развития речи учащихся первых классов 23

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ 37

2.1 Диагностика уровня развития речи учащихся первых классов 37

2.2 Реализация методики развития речи у учащихся первых классов на уроках обучения грамоте 47

2.3 Анализ эффективности разработанной методики развития речи у учащихся первых классов 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

БИБЛИОГРАФИЯ 71

ПРИЛОЖЕНИЯ 76

Использованная литература

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. II / Под ред. А.А. Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980.
  3. Асмолов, А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. Изд-во Моск. ун-та, 2008. – 367с.
  4. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса: Монография Изд. 2-е. М.: ЛКИ, 2008. – 222 с.
  5. Бантова, М.А. Школа России: Концепция и программы для начальных классов. В 2 ч. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, М. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.М. Зеленина, В. Канакина, В.А. Кирюшкин. М.: Просвещение, 2009. - 158 с.
  6. Бахтин М. М. Собр. соч. – М.: Русские словари, 1996. – Т.5
  7. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения/ П.П. Блонский // Т.2 . – М.: Наука, 2005. - 399с.
  8. Богословский В.В., Ковалёв А.Г., Степанов А.А. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов.— 6-е изд., перераб. и доп. М., 2006. – 383 с.
  9. Венгер Л. А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - М.: 1987.
  10. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель : Транзиткнига, 2006. — 158 с.
  11. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. Л.: Учпедгиз, 1935. - С. 53-72
  12. Горецкий, В.Г. Методические рекомендации к учебному комплекту \"Русская азбука\" / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. - Просвещение, 2007.
  13. Горецкий, В.Г. Обучение грамоте 1-3 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. - Просвещение, 2008.
  14. Горецкий, В.Г. Уроки обучения грамоте. 1 кл. (1 - 3). / Горецкий, В.Г. и др. - Просвещение, 2002.
  15. Грушников П.А. Орфографический словарик. М.:Просвещение, 1987. - 80 c
  16. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  17. Жинкин Н.И. Теория речевой деятельности // Под ред. А.А. Леонтьева. М., 1968.
  18. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1990.
  19. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. – М.: Русский язык, 1989
  20. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М., 1995.
  21. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989
  22. Коровина, В. Я. От упражнений к системе развития речи / В.Я. Коровина. — М., 2006.
  23. Котикова Н.М. О способе орфографического действия// Начальная школа, 2010. - № 11. - С. 39-40
  24. Крупская, Н.К. Избранные педагогические произведения / Н.К. Крупская. — М.: Учпедгиз, 1957. — 715 с
  25. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976
  26. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей / Л.В. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2003. – 212 с.
  27. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика, 1980
  28. Левин, В.А. Умный магнитофон / В.А. Левин. - Пеленг, 2005.
  29. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1981
  30. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов : Николаев, 2005. — 76 с.
  31. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 2004. - 444 с.
  32. Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, - 320 с.
  33. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. — М., 1985.
  34. Максакова, А.И. Учите играя / А.И. Максакова, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
  35. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное посо-бие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
  36. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 1984.—256с.
  37. Менджрицкая, Д. В. Воспитание детей в игре / Д.В. Менджриц-кая. - М.: Просвещение, 1982. – 117 с.
  38. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  39. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. - М., 1981
  40. Некрасова, Т.В. Методические рекомендации \"Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе\" (букварный период): Пособие для учителя к учебникам Репкина В.В. / Т.В. Некрасова. - Пеленг, 2006.
  41. Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М., 2005
  42. Нечаева, Н.В. Изучение результативности обучения грамоте / Н.В. Нечаева. - ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 2006.
  43. Нечаева, Н.В. Обучение грамоте 1-3 / Н.В. Нечаева. - Просвещение, 2006.
  44. Олисова, Л.Г. Обучаем письму. Методическое пособие / Л.Г. Олисова. - Пеленг, 2007.
  45. Петрова Л. Особенности восприятия информации младшеклассниками // Учитель, 2007. - № 5. - с. 6
  46. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов.— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
  47. Репкин, В.В. Обучение грамоте 1-3 / В.В. Репкин, Т.В. Некрасова. - Просвещение, 2006.
  48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989
  49. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М.: МОДЭК МПСИ, 2002. – 224 с.
  50. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 423 с.
  51. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. 2 е изд., доп. М., 1953.
  52. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя. – Смоленск: ООО Изд-во \"Ассоциация XXI век\", 2010. – 80 с.
  53. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики / К. Д. Ушинский. - М.: Изд-во УРАО, 2002. – 592 с
  54. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  55. Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка //Русская словесность.-2010.-№5.-С.16-19
  56. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. - 428 с.
  57. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика 1989
  58. Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. – М., 1986.


Другие похожие работы