Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения "
Автор работы: Юлия
Страниц: 33 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. История человечества с древних времен до настоящего времени показала, что конфликты существовали всегда и будут существовать столько, сколько существует взаимодействие людей.
Жизнь доказывает, что конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Сколько-нибудь эффективное воздействие на конфликт может быть оказано в том случае, когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения конфликта, представляем закономерности его развития и владеем механизмами разрешения. В связи с этим особое значение приобрел такой феномен, как психолого-педагогический конфликт.
Интерес к проблеме психолого-педагогических конфликтов формировался в отечественной науке давно, но наибольшее развитие он получил в настоящее время. Научной разработкой проблемы конфликтов занимались отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, А. С. Залужский, Б. Т. Лихачев, Л. А. Петровская, О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова, Н. И. Шевандрин, В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец, Г. М. Болтунова, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Т. В. Драгунова, Е. В. Первышева, Л. С. Славина, В. И. Журавлев, О. Н. Громова, Г. М. Андреева, А. Я. Анцупов., А. И. Шипилов и др.
В настоящее время основное внимание в психологии и педагогике уделяется изучению следующих направлений: конфликты в коллективе школьников (В. М. Афонькова, Е. А. Тимоховец); сущность конфликтов, их причины в подростковых коллективах (Б. С. Алишев, Т. А. Чистякова); исследованию подготовки будущих учителей к разрешению конфликтов (Г. М. Болтунова); конфликты между учениками и учителем (О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова).
Природа психолого-педагогического конфликта отличается тем, что в столкновении участвует ребенок, а не взрослый человек, обладающий опытом, умениями, разумом, волей, самоконтролем, саморегуляцией и прочими качествами, обретенными в ходе жизни. Кроме того, данный конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением, которое ребенку гораздо тяжелей вынести, чем взрослому.
В последние годы идея об определяющей роли конфликтов в развитии личности ребенка и формировании межличностных отношений стала в психологии и педагогике общепризнанной. Только сильная личность, способная конструктивно разрешать конфликты, а не избегать их, готова жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом.
Содержание работы
Введение 3
1. Понятие классного коллектива 6
1.1 Сущность классного коллектива 6
1.2 Особенности формирования классного коллектива 9
2. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения 14
2.1 Понятие школьного конфликта в психологии 14
2.2 Механизм разрешения конфликтов 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Использованная литература
- Андриенко, Е. В. Социальная психология / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 264 с.
- Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов/ – СПб.: Питер, 2008. – 496 с.
- Ворожейкин И. Е. Конфликтология: Учебник / И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. – М.: ИНФРА–М, 2003. – 240 с.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
- Дмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с.
- Донцов А. И. О понятии группы в социальной психологии / А.И. Донцов // Социальная психология: Хрестоматия /Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Просвещение, 2003. – 234 с.
- Дорохова А. В. Разрешение конфликтов / А. В. Дорохова, Л. И. Игумнова, Т. И. Привалихина. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
- Замедлина Е. А. Конфликтология / Е. А. Замедлина.- М.: РИОР, 2005. - 96 с.
- Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений: учебное пособие / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2007 - 500 с.
- Караковский В. А., Новикова Л. И. Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова. – М.: Новая школа, 2006. – 236 с.
- Кармина А. С. Конфликтология. – СПб.: Издательство «Лань», 2007. – 448 с.
- Лукин Ю. Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. – М.: Академический проект, 2007. – 800 с.
- Мириманова М. С. Конфликтология. – М.: Академия, 2003. – 320 с.
- Петровский А.В., Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива /А.В. Петровский, В.В. Шпалинский. - М.: Просвещение, 2003. – 320 с.
- Радугин А. А. Социология. Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. – М.: Библионика, 2004. – 224 с.
- Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2000. – 29 с.
- Соснин В. А. Социальная психология / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 336 с.
- Сущенко С. А. Социальная психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 345 с.
- Щуркова Н. Е. Воспитание детей в школе (новые подходы и новые технологии) / Н.Е. Щуркова.- М.: Просвещение, 2003. – 234 с.
- Щуркова Н. Е. Новые технологии воспитательного процесса / Н.Е. Щуркова. - М.: Новая школа, 2003. - 112 с.