Роль учебника математики в формировании общеучебных умений
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Роль учебника математики в формировании общеучебных умений"
Автор работы: Юлия
Страниц: 77 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Ускорение темпов развития общества и процессов информатизации влечет за собой изменение целей современного школьного образования. Помимо прочных предметных знаний современному школьнику необходимо овладеть умениями планировать свою деятельность контроля, оценки собственной деятельности, эффективной коммуникации и вступать во взаимосвязь с другими объектами. В школьной практике эти умения называют общеучебными. На формирование педагогов ориентирует ряд государственных документов: УУД «Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года», государственные образовательные стандарты, проект ФГОС второго поколения и др.
Вопросами обще-учебных умений в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы испытывают затруднения в выборе форм, методов и средств обучения, адекватных целям современного начального образования. Эти затруднения обусловлены тем, что:
– формирование обще-учебных умений и навыков, способов деятельности до сих пор рассматривалось вне учебных дисциплин, а если и было «встроено» в учебный предмет, то слабо согласовывалось между отдельными предметами;
– на контроль и оценку со стороны администрации и учителя являются исключительно предметные знания, умения и навыки;
– виды учебных заданий (репродуктивные, тренировочные, частично-поисковые, творческие) ориентируют детей на деятельность такого же рода, и способствуют развитию поисковой активности детей и тормозят освоение разных способов человеческой деятельности.
Подходы к формированию обще-учебных умений школьников активно рассматриваются в педагогической науке и выходя в практику. К одним из средств формирования УУД относится учебник. Он является носителем содержания образования, выраженного во вполне определенной материальной форме, а также главным источником знаний. В нем формулируются и раскрываются основные научные понятия, предусмотренные школьной программой, определяется объем основ учебного материала, предназначенного для изучения. С другой стороны, учебник – средство обучения, и он призван помочь школьнику усвоить обусловленный программой объем знаний, а также способствовать выработке необходимых умений и навыков, опыта самостоятельной творческой деятельности, умения ориентироваться в предмете, искать и находить необходимую информацию.
Все вышеизложенное повлияло на выбор темы выпускной квалификационной работы «Роль учебника математики в формировании общеучебных умений у младшего школьника».
Объект исследования – процесс обучения младших школьников математике.
Предмет исследования - роль учебника математики в процессе обучения младших школьников.
Цель: раскрыть методические применения учебников математики при формировании общеучебных умений.
Задачи:
описать общеучебные умения;
проанализировать учебник, как основное средство обучения;
роль и место учебника в системе средств обучения;
рассмотреть дидактические требования, предъявляемые к учебнику;
дать сравнительный анализ современных учебников математики для начальной школы;
проанализировать системы упражнений учебников на примере раздела «Величины».
Методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анализ учебников и учебных программ (М.И.Моро, Л.Г.Петерсон, Т.Е.Демидовой).
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что ее результаты могут способствовать дальнейшему формированию общеучебных умений в процессе обучения математике в младших классах средней школы, а также разрешению многих проблем, связанных с обучением детей математике.
Структура работы - введение, основная часть, включающая в себя две теоретические главы и одну практическую, заключение и список использованных литературных источников.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Общеучебные умения и их классификация 6
1.2. Классификация общеучебных умений 9
ГЛАВА 2 ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 24
2.1. Школьный учебник и его функции 24
2.2. Дидактические требования к школьному учебнику 33
ГЛАВА 3 ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ 41
3.1. Анализ современных учебников математики 41
3.2. Анализ систем упражнений на примере раздела «Величины» 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Использованная литература
- Анализ учебников математики для начальной школы, представленных на экспертизу в Институт детства [Электронный ресурс] / Г.В. Бельтюкова [и др.] // Естественно-математическое образование в системе начального школьного образования : материалы Всерос. науч. конф., С.-Петербург, 27-28 марта 2009 г. / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Ин-т детства. – СПб., 2009. – С. 35-48.
- Беспалько В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – С. 71
- Богданова Е.А. Персональный познавательный стиль в математическом образовании Электронный ресурс] // Материалы Фестиваля педагогических идей \"Открытый урок\" 2007/2008 учебного года [сайт]. [2008]. URL: http://festival.1september.ru/articles/511677/
- Болотник Л.В. Дидактические возможности учебников по математике для начальной школы : [изучение дидакт. возможностей учеб. через анализ результатов достижений учащихся, обучающихся по учеб. авт.: М.И. Моро, А.С. Пчелко, М.А. Бантовой, А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон] // Нач. шк.: плюс-минус. - 1999. - № 1. - С. 43-51.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе/ В.А. Болотов, В.В. Сериков// Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8 - 14
- Венгер Л.А. Психология/ Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1988. – 366 с.
- Вольнова Н. А. Общеучебные умения и навыки //Практика административной работы в школе. – 2002. - №5. - С. 56-58.
- Воровщиков С. Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm.
- Демидова Т.Е. О новых учебниках для I-IV классов \"Моя математика\" / Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких // Нач. шк. - 2005. - № 8. - С. 63-68.
- Дорофеева Г.В. О принципах отбора содержания школьного математического образования// Математика в школе. – 1990. - №6. – С. 2 – 5
- Зуев Д.Д. Школьный учебник. – М.: Педагогика, 1983. – 243 с.
- Истомина Н.Б. и др. Практикум по методике преподавания математики в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Педагогика и методика начального обучения»/ Н.Б. Истомина, Л.Г. Латохина, Г.Г. Шмырёва. – М.: Просвещения, 1986. – с. 293
- Каким быть школьному учебнику: Дидактические принципы построения/ Под ред. Лернера И.Я., Шахмаева Н.М. – Ч.2. – М.: РАО, 1992. – 160 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. – М.: 1982. – Т. 1. – 693 с.
- Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224// Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 40 - 50
- Коротяев Б.И. Учение – процесс творческий. – М.: Просвещение, 1989. – 159 с.
- Краевский В.В. Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ В.В. Краевский, И.Я. Лернер, И.К. Журавлев и др.; под общ. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.
- Краевский В.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах/ В.В. Краевский, А.В. Хуторской// Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3 – 10
- Лежнева Л. И. Учим детей общаться // Начальная школа. – 2000. - № 6. - С. 2-5.
- Моро М.И. О комплекте учебных и учебно-методических пособий по математике для начальных классов школы // Нач. шк. - 2003. - № 2. - С. 3-11.
- Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений/ С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2009. – 512 с.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. – М.: Просвещение, 1987. – 208 с.
- Песняева Н. А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге // Начальная школа, № 10, 2002, с. 41-44.
- Петерсон Л.Г. Новый развивающий курс.//Начальная школа. - Первое сентября. - 1996. - №30.
- Программа развития общих учебных умений и навыков школьников// Народное образование. – 2002. – № 10. – С. 106-111
- Рахимов А.З. Логико-психологическая концепция разработки школьных учебников. - В сборнике: Проблемы школьного учебника. - №20. - М.: Просвещение, 1991. – С. 41
- Татьянченко Д.В. Общеучебные умения: очарование очевидного/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ЦНТИ, 1996. – 86 с.
- Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55
- Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126
- Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений/ А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
- Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений/ Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995. – 32 с.
- Что надо знать учителю об общеучебных умениях и навыках // Завуч, № 4, 2001, с. 137-139.
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. [2-е изд.] СПб.: Питер, 2004. – 384 с.
- Хромова В. В. Роль учебника в работе по развитию речи школьников // Начальная школа, № 2, 2003, с. 75-78.
- Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.
- Уткина Н.Г. Материалы к урокам математики в 1-3 кл. – М.: Просвещение, 1984.
- Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с.