Содержание работы социального педагога в психолого-медико социальном центре на примере «детская личность»
Контрольная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Содержание работы социального педагога в психолого-медико социальном центре на примере «детская личность»"
Автор работы: Валерий
Страниц: 37 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все боль¬шее распространение в детской среде саморазрушающего поведе¬ния, что приводит к росту преступности, проституции, наркома¬нии, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощути¬мым становится разрушение института семьи; семья не в состоя¬нии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опас¬ные для жизни и развития детей.
Первоочередной задачей становится оптимизация процесса социализации детей, их адаптации к различным образовательным и воспитательным институтам. Во всем мире профессионалы, за¬нимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направ¬ляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятель¬ного члена общества. При значительных различиях в философских подходах и теоретических позициях ученых разных стран сущность объекта, на который воздействуют педагоги, социальные работники, социальные педагоги, родители, одна социализация человека. Поэтому важно найти механизмы воздействия на социа¬лизацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки детей и молодежи как сферу профессиональной деятельности специально подго¬товленных кадров. В этой связи особую актуальность приобретает развитие наук, изучающих социализацию человека и многочисленные проблемы, возникающие в процессе социализации, прежде всего соци¬альной педагогики. Ее развитие во многих странах было интенсив¬ным и уже имеет более чем вековую историю, тогда как в нашей стране эта область педагогики развивалась очень медленно.
Глава 1.
Основные направления работы социального педагога
1.1. Кто такой социальный педагог
Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.) При этом приоритетной является сфера отношений ребенка в семье и его ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно- соседским окружением, и цель его деятельности организация профилактической социально значимой деятельности детей и взрослых в социуме.
Социальный педагог по своему профессиональному предназначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, в их общении и таким образом, оздоровить окружающую социальную микросреду.
Социальный педагог всегда отстаивает права своего клиента, выступает в качестве эксперта в постановке «социального диагноза», определяет методы допустимого компетентного педагогического вмешательства в решение его проблемы. В своей работе социальный педагог обязан опираться на различные нормативно-правовые акты и документы: закон «Об образовании», Конвенцию ООН по правам ребенка, методические письма и др.
Проведенное в ряде экспериментальных площадок обсуж¬дение требований к социальному педагогу, в котором участво¬вали дети, родители, представители общественности, сами пе¬дагоги, позволяет выделить три группы характеристик идеаль¬ного социального педагога [4]:
первая группа качества личности, свойственные посту¬пающему на должность социального педагога и мало зависящие от его профессиональной подготовки;
вторая группа качества личности, свойственные на допрофессиональном уровне, однако существенно развиваемые в про¬цессе подготовки и в ходе профессиональной деятельности;
третья группа исключительно профессиональные качества социального педагога.
Общие качества личности. Анализ деятельности социаль¬ного педагога, обсуждение его характеристик позволяет делать вывод, что кандидат на деятельность социального педагога должен обладать некоторыми качествами, источником кото¬рых являются индивидуальные свойства личности.
Во-первых, человек, избравший эту профессию, должен быть гуманистом, обладать чувством такта, иметь четкие нравствен¬ные принципы. Он должен быть интересен для окружающих. Во-вторых, это социальная активность кандидата. Социальный педагог должен проникать во многие сферы жизнедеятельности микросоциума, его должны интересовать все те проблемы, которые актуальны для населения, следова¬тельно, для воспитанников и их родителей. Он должен уметь устанавливать связи с производственниками, представителями общественных организаций. Сталкиваясь с лицами (как деть¬ми, так и взрослыми), нуждающимися в социальной помощи, он не может не заняться этим как непосредственно, так и по¬дыскивая лиц, которые могут оказать помощь.
Ему должно быть присуще здоровое любопытство, жела¬ние познакомиться с интересным опытом, расширить свои по¬знания в области социальной практики, обогатить свой жиз¬ненный опыт знанием различных сторон человеческой жизни. Социальная активность проявляется довольно рано, еще в под¬ростковом возрасте, поэтому каждый желающий стать соци¬альным педагогом в той или иной форме свою активность про¬явил, и это возможно зафиксировать, об этом судить.
Не менее важным для кандидата в социальные педагоги является его общительность. Педагогическое общение есть важ¬нейший инструмент в деятельности социального педагога. Как известно, основными компонентами общительности является коммуникабельность способность испытывать удовольствие от процесса коммуникации, социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей и альтруистичес¬кие тенденции в поведении. Ясно, что некоммуникабельный человек вообще не может заниматься социальным воспитани¬ем, основа которого включение людей в работу с детьми. Уже в подростковом возрасте выделяются индивиды, которым приятнее действовать индивидуально, нахождение среди дру¬гих ребят их утомляет. Что же касается альтруистических тен¬денций, то хотя они и воспитываются, но довольно в раннем возрасте, так что к поступлению на социально-педагогическую деятельность они или не проявляются (и такой человек не может успешно работать социальным педагогом), или являются основой успешной деятельности.
Наконец, существенной чертой личности социального пе¬дагога является эмпатийность - способность к переживанию по поводу переживания других лиц. Доказано, что эмпатийность - во многом индивидуальное свойство, даже среди живот¬ных наблюдаются высокоэмпатийные и низкоэмпатийные особи. Выделяются ступени эмпатииности. Самым низким по уровню является сопереживание тех же эмоций, что и другое лицо; более значимым является сочувствие, особенно, сорадование испытание чувства радости из-за удач, успеха дру¬гого человека. Высшей ступенью эмпатииности считается со¬действие готовность своими действиями оказать помощь другому человеку. Ясно, что эмпатийность важнейшее ка¬чество социального педагога.
Развиваемые качества социального педагога. К этой группе относятся качества социального педагога, проявившиеся в период допрофессиональной деятельности, од¬нако развиваемые ею в ходе профессиональной подготовки и в процессе самой деятельности. Важнейшим из них является про¬фессионально-педагогическая направленность. Это интерес к педагогической деятельности, удовлетворенность ее результа¬тами, стремлением помочь воспитуемым в развитии их личнос¬ти. В обыденном понимании педагогическая направленность это любовь к детям. Она возникает в результате допрофес¬сиональной педагогической деятельности, развивается в про¬цессе подготовки и становится ведущей побудительной силой педагогического самоусовершенствования. Социальный педа¬гог не ограничен какими-либо заранее заданными целями де¬ятельности, эти цели он формирует совместно с другими учас¬тниками социального воспитания, поэтому педагогическая на¬правленность для него является ведущей движущей силой деятельности, критерием качества его работы.
С педагогической направленностью связана гуманность пе¬дагогических отношений, реализуемых социальным педагогом. Ро¬дители доверяют ему как лицу, их заменяющему, своих детей, и надеются, что этим лицом будет человек, способный к гумани¬стическим межличностным отношениям. Гуманность отноше¬ний проявляется в опоре на положительное в воспитанниках, в педагогическом оптимизме, в педагогическом такте, в уважении к личности воспитуемого и в ряде других качеств педаго¬га. Единственно верными педагогическими отношениями с воспитуемыми являются демократические отношения, и именно эти отношения должны стать важнейшим инструментом в дея¬тельности социального педагога.
Необходимое качество социального педагога наличие оп¬ределенного "хобби", своей неповторимой "изюминки", глубо¬ких специальных знаний в какой-либо определенной области.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Основные направления работы социального педагога
1.1. Кто такой социальный педагог .. 4
1.2. Роль и значение социального педагога в условиях современной школы .. 9
1.3. Социальный педагог в системе общественного воспитания 13
1.4. Содержание работы социального педагога в психолого-медико-социальном центре (на примере центра «Детская личность») 14
1.5. Должностные обязанности 21
Глава 2. История возникновения социальной педагогики 25
Рекомендации по усовершенствованию работы социально-педагогических центров 29
Заключение 36
Список литературы 37
Использованная литература
- Антология социальной работы: в 5 т.т./Сост. М.В.Фирсов. М.,1995.
- Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994
- Бодалев А.А., Столин В.В., Обозов Н.Н. О службе семьи// Психологический журнал №4, с.15, 1983
- Взаимосвязь социальной работы и социальной политики /Под ред. Ш.Рамона. - М., 1997.
- Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей.
- Гуслякова Л.Г., Холстова Е.И. Основы теории социальной работы. М.,1997.
- Зайнышев И.Г. Технология социальной работы.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под. ред. И.Г. Зайнышева.- М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-240 с.
- Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.,1979, с.219.
- Козлов В.В. Социальная и психологическая работа с кризисной личностью. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 396 с
- Котырло В.А., Ладывис С.А. Детский сад и семья. Киев., 1984.
- Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1998.
- Кон И. С. Социология личности. - М., 1967.
- Крайг К. Психология развития. СПб., 2000.
- Маркова и др . Социальная психология. М.: МГУ, 1990, 186 с.
- Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. 344 с.
- Платонова А.П. Детство его социальная защита: взгляд социолога.-СПб., 1999.
- Проблема личности в социальной психологии/ Под ред. Е.В. Шороховой, М.И. Бобневой. М., 1979.
- Психологический словарь АПН СССР, под редакцией В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: АПН СССР, 1983.
- Российская энциклопедия социальной работы /Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М., 1997.
- Современный словарь по психологии. Минск, 1998.
- Социальная работа. (Вопросы и ответы)/Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. М., 1997.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991.
- Теория социальной работы: Учебник/Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1998.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б., Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими.
- Фирсов М.В. Теория социальной работы. М., 2000.
- Энциклопедия социальной работы. Т.т. 1,2,3. М., 1993-1994.