Эволюция взглядов на сущность организации. Организационная культура и ее составляющие.
Контрольная по предмету:
"Теория организации"
Название работы:
"Эволюция взглядов на сущность организации. Организационная культура и ее составляющие."
Автор работы: Ольга
Страниц: 10 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Эволюция взглядов на сущность организации
Словосочетание «теория организации» используется сейчас в экономической литературе в двух основных смыслах:
Как обозначение всей научной дисциплины, с теоретических позиций, изучающих деятельность организаций
Как конкретная система взглядов, объясняющих природу, эволюцию, поведение или другие аспекты функционирования предприятий данной группы.
Такими группами могут быть множества предприятий отраслей экономики, организационно-правовой формы, структуры распределения собственности и т.д.
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организа¬ции и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. Вопрос о разграничении теории оранизации и науки об управлении в проводимых исследованиях и публикуемых работах решается неод¬нозначно. В одних работах (и их немало) теория организации рассма¬тривается как составная часть науки об управлении. Мотивируется это тем, что управление как целенаправленная деятельность по переводу объекта в желаемое состояние не может рассматриваться в отрыве от природы и свойств управляемого объекта. В ряде работ по теории уп¬равления формулируются основные категории, закономерности, принципы и типология организационных систем, но не проводится строгое разграничение, к какому ответвлению общей теории к ор¬ганизации или управлению - относится тот или иной постулат.
Теоретические основы построения организаций как часть общей науки об управлении разрабатывались на стыке разных отраслей зна¬ний - менеджмента, социологии, антропологии, психологии, юрис¬пруденции и др. Изменения объективных условий функционирова¬ния организаций, характерные для XX века, внесли немало нового в развитие взглядов, научных концепций и управленческой практики. Рост крупных организаций, отделение управления от собственности, развитие точных наук и наук о человеке послужили основой для раз¬работки научного подхода к организациям, принципов и методов уп¬равления ими. Это вызвало к жизни множество научных идей и школ, изучающих закономерности построения организаций, их основные черты и стимулы функционирования формальные и неформальные организации, человеческие отношения, социальные системы, разде¬ление функций и ответственности, принятие управленческих реше¬ний, математический аппарат процессов управления.
Для решения вопроса о том, какая схема организации является оптимальной для данных конкретных условий, необходимо принимать во внимание различные подходы, предлагаемые теориями формиро¬вания организаций.
Теории, которые утверждают, что существует един¬ственный рациональный способ построения организации, называются универсальными.
Теории, согласно которым оптимальная структура мо¬жет различаться от ситуации к ситуации в зависимости от таких фак¬торов, как изменение технологии и внешней среды, называются си¬туационными.
Существующие теории различаются также по способу их разра¬ботк. Например, некоторые из них являются результатом логичес¬кой дедукции, тогда как другие сформулированы на основе исследо¬вательских разработок. Одни теории ведут главным образом поиск базовых характеристик для описания организаций, другие же пыта¬ются описывать «лучшую» организацию.
В экономической литерату¬ре различают также теории, в которых сделан акцент на задачах под¬разделений фирмы, рассматриваемых в качестве важнейшей основы анализа, и теории, которые пытаются анализировать организацию в целом.
Рассмотрим теории развития организации.
Классическая теория разрабатывалась многими учеными и практиками, к которым относятся следующие:
Тейлор Ф. В., Гантт Г. Л., Гилбрет Ф., Гилбрет Л., Кук М. Л., Манстерберг X., Эмерсон X., Таун Г. Л. - научное управление
X. Файоль, Дж. Д. Лизней, А. С. Рейли, Л. Урвик - собственно теория организации
М. Вебер - бюрократическая теория.
Одна из первых попыток проанализировать организационные аспекты управления была предпринята Ф. В. Тейлором и его последователями. Идеи и методы, вытекающие из исследований Тейлора, известны как научное управление, в центре которого работа, выполняемая в низовом звене организации.
Основополагающей предпосылкой этого направления классиче¬ской теории является то, что работа может и должна изучаться с помощью научных методов. Соглас¬но Тейлору, объективный анализ фактов и данных, собранных на ра¬бочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации работы. Более того, определение этого наилучшего спо¬соба является обязанностью управляющего.
Исследования по собственно теории организации стали проводиться на систематической основе в период 1890-1940 гг. наряду с углублением разработок по научному управлению. В центре внимания этих исследований вся организация, а не работа, производимая отдельными звеньями или членами организации. Были сформулированы принципы организации, критерии формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности.
Файоль предложил 14 принципов, хотя и утверждал, что их может быть намного больше. Группировка указан¬ных принципов по разным признакам приводится в таблице 1
Таблиа 1 Группировка принципов Файоля
Структурные принципы Принципы процесса Принципы конечного результата
Разделение труда Справедливость Порядок
Единство цели и руководства Дисциплина Стабильность
Соотношение централизации и децентрализации Вознаграждение персонала Инициатива
Власть и ответственность Единство команд
Цель Подчинение главному интересу
Значительным вкладом в развитие классической теории явилась разработка бюрократической теории, основы которой содержатся в трудах Макса Вебера.
Бюрократи¬ческая структура делает возможным, как считал Вебер, высокий уро¬вень учета результатов для руководства организации и для тех, кто свя¬зан с ней. Чтобы извлечь максимальную выгоду из бюрократической формы, Вебер полагал, что организация должна принять определен¬ную стратегию развития.
Исследования Ренсиса Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Согласно Лайкерту, эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосре¬доточить главное внимание на стремлении создать эффективную ра¬бочую группу с высокопроизводительными целями. Разработанная Лайкертом «Система-4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через: процесс выдвижения целей, принятие решений, контроль, децентрализацию.
Теория административного поведения - Герберт Саймон в своих работах исследовал процессы влияния ус¬тановленных целей на рациональное поведение в организациях. Кри¬тически относясь к теоретическим обобщениям Тейлора и принци¬пам управления Файоля, он рассматривал поведение «делового чело¬века» (полностью информированного о деятельности организации), которое мотивировано личным интересом. Саймон предложил кон¬цепцию административного работника, который преследует собствен¬ные интересы, но не всегда знает, каковы они. Он осознает только несколько из всех возможных вариантов действий и склонен принять адекватное решение, а не оптимальное.
Универсальная теория формирования организаций так назы¬ваемая теория Гласиер появилась в результате осуществления дол¬госрочного исследовательского проекта в конце 1940-х годов в Гласиеровской металлической компании в Лондоне. Теория Гласиер выделяет сосуществование по меньшей мере че¬тырех подсистем в каждой организации. Каждая из этих под¬систем выполняет исключительные функции в рамках организации, и в то же время они частично пересекаются и взаимодействуют друг с другом.
При оптимальной исполнительной структуре работа анализиру¬ется на каждом уровне для определения нагрузки времени.
Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное зна¬чение придается проблеме доверия к системе управления, прини¬маемым решениям, их исполнению, руководителям.
2. Организационная культура и ее составляющие; носители организационной культуры
Организационная культура это вид общей культуры, и поэтому для нее характерно то, что и для других видов культуры.
Но это и особый вид культуры. Особый - с точки зрения специфичности предмета социокультурного процесса организации.
Областью организационной культуры является жизненный цикл организации.
Очень многие практики и теоретики, говоря об организационной культуре, делают упор на ее внешнюю сторону - на порядки, традиции, на организационную символику. При этом недооценивается тот факт, что носителями организационной культуры являются люди, работающие в организации. Именно в их головах отражается тот порядок вещей, те системы отношений и те образцы поведения, которые складываются в организации в силу тех или иных обстоятельств. Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые являются теми неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые в большей или в меньшей степени разделяются подавляющим большинством членов организации.
Характеристика организационной культуры охватывает:
-индивидуальную автономность - степень ответственности, неза¬висимости и возможностей выражения инициативы в организации;
-структуру - взаиодействие органов и лиц, действующих пра¬вил, прямого руководства и контроля;
Содержание работы
1. Эволюция взглядов на сущность организации 2
2. Организационная культура и ее составляющие; носители организационной культуры 6
Список использованной литературы 10
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Лафта Дж.К. Теория организации. Уч.пос. М.: Инфра-М. 2006. 416 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации: учеб. для вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2005. - 648 с.
- Семиков В.Л. Теория организации: Антология. М.: 2005. 960 с.
- Шеметов П.В., Петухова С.В. Теория организации: курс лекций. М. 2006. 282 с.
- Николаева, Г. Организационная культура предприятия // Человек и труд. - 2006. - N 9. - С. 78.
- Мельник, Ю. Организационная культура // Служба кадров и персонал. - 2006. - N 4. - С. 68-72.
- Латфуллин, Г. Р. Теория организации [Текст] : учебник для вузов / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. - CПб. : Питер, 2007. - 395 с.
- Парахина, В. Н. Теория организации [Текст] : учеб. пособие для вузов.- 3-е изд., стер. - М. : КноРус, 2007. - 296 с
- Щегорцов, В. Классическая теория организации и управления / В. Щегорцов // Служба кадров и персонал. - 2006. - N 5. - С. 65-68.
- Калашникова, Л. М. Организационная культура предприятия - важный фактор его эффективности // Машиностроитель. - 2006. - N 7. - С. 7-13.
- Субочев, Н. С. Генезис организационной культуры // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - N 5. - С. 257-270.
- Чекрыгин, А. С. Теоретический анализ понятия "организационная культура" [Текст] // Вопросы гуманитарных наук. - 2006. - N 5. - С. 313-315.