Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников
Реферат по предмету:
"Этика"
Название работы:
"Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и его учеников"
Автор работы: Юлия
Страниц: 16 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. Введение
Социальное поведение людей регулируется правом и этикой. Право определяет однозначные общественные отношения в то время как этика служит вектором поведения в неоднозначных, противоречивых ситуациях, не определяемых законом – там, где пересекаются разные интересы, мотивы и системы ценностей.
Ситуация, в которой мы сегодня живем, в высшей степени неоднозначна. Отечественная наука оказалась на грани гибели. Отсутствие ее базового финансирования при сохранении системы обучения и профессиональной подготовки, при ненасыщенных потребностях в специалистах в развитых и развивающихся странах и открытых государственных границах создали уникальное положение: наша страна стала готовить и снабжать другие страны молодыми и зрелыми научными кадрами, обескровливая собственную науку и образование. Она столкнулась с совершенно новыми для нее проблемами, требующими нестандартных решений на всех уровнях – государственном, научного сообщества и индивидуальном. Общественное мнение – важнейший «орган» этики – раскололось на несовместимые осколки. Этика перестала цементировать нашу науку. Престиж науки в обществе упал настолько, что взгляд на ученого сложился как на «нищего бездельника». Возвышенно-романтическому образу ученого посвящаются некрологи. Необходимость фундаментальной науки, если и отстаивается в глазах публики – широкой или элитарной – то только в качестве основы для решения прикладных задач – военных, потребительских или медицинских [4, с.535].
Решать «как быть» предстоит каждому ученому или исследовательской группе самостоятельно, согласно своему разуму, совести, ситуации и пониманию смысла собственной деятельности. Идти в отечественную науку стало едва ли не гражданским подвигом. Морально-этический аспект приобрел крайне важное значение в жизни научных коллективов и индивидуальных ученых.
Морально-этическая позиция в неоднозначных ситуациях определяется системой ценностей, которую человек или группа исповедуют. Система ценностей поляризует их отношение к ситуации, делает неприемлемыми одни решения и привлекательными другие.
Современное положение в науке и научном сообществе стало областью, где пересекаются несовместимые системы ценностей, определяющие столь же различные морально-этические позиции.
2. Основная часть
2.1. Этика ученых
Сущность науки и по сегодня остается не до конца открытой. Каждый трактует ее по-разному. Однако невозможно оспорить тот факт, что наука на сегодняшний день существенно повлияла и влияет на жизнь современного общества. Второе дело - как именно наука влияет и какие достижения она несет? Многие ее открытий и технических новшеств подавляют и пугают современную человека, особенно когда речь идет о будущем. И это не удивительно. Современный научно-техническое развитие вызвал к жизни не только позитивные, но и негативные явления, которые приобрели глобальные масштабы. Вот почему, вступив в XXI век человечество все чаще начинает рассуждать над моральным, гуманистическим оценке роли и назначений науки в общественной жизни [3, с.29].
Вопрос о том, является ли наука силой, которая служит интересам и потребностям человека, независимо от социальных условий его бытия, или это демон, который вырвался из-под контроля человека и способен уничтожить, стали предметом всеобщего обсуждения.
Наука - сложное многомерные социальное явление. Ее первоначальное задача - объяснять непонятное и облегчать жизнь людям. Не является ли это главной ценностью науки? Однако, как показывает время и история, наука, точнее - ее результаты могут и усложнять жизнь человеку [4, с.538].
Современная наука, которая вызывает значительные изменения в сфере общественного производства, становится одним из главных факторов экономических, социальных, духовных преобразований, обновление культуры, качественного образования общества и личности. Наука оказывается силой, которая способна содействовать развитию самого человека, его творческих задатков и дарований. Однако довольно часто научные знания не используются полностью для решения насущных социальных проблем (например, на начало 90-х годов в мире 50 млн. человек
Содержание работы
План
1. Введение……………………………………………………………3
2. Основная часть…………………………………………………….5
2.1. Этика ученых………………………………………………………5
2.2. Моральные аспекты взаимоотношения научного руководителя и учеников………………………………………………………………………....8
2.3. Эстетические аспекты соавторства……………………………….13
3. Заключение…………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………….16
Использованная литература
- Абелев Г.И. Наука и этика, взаимодействие. // Вестник РФФИ N2, 6–15, 2008.
- Абелева Э.А. Этика – цемент науки. // Химия и жизнь, (2), 1985.
- Родоман Б.Б. Наука как нравственно-психологический феномен (I и II), // Здравый смысл, N 11, 45–53, 1999; N 12, 29–37, 1999.
- Савельева О.О. Имидж науки. Вестник РАН, 68 (6), 1998. – 567 с.