ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ
Учебник по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ"
Автор работы: Елена
Страниц: 101 шт.
Год:2003
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Книга, которую вы держите в руках, была последней, прижизненно изданной книгой Юрия Владимировича Рождественского (1926–1999), заслуженного профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, замечательного ученого-филолога, философа и культуроведа, восстановителя риторики в России. Она написана в самом конце второго тысячелетия, но сегодня трудно найти более современную книгу, не только обобщающую культурно-речевой опыт последнего тысячелетия, но столь напряженно и точно размышляющую о будущем.
На ней лежит печать свойственной автору расторопности (но не торопливости) – Мастеру было что сказать, поэтому он поспешал высказаться, «связать язык», понимая, что настоящая оценка трудов ученого начинается после его земной жизни. «Филолог пишет для вечности», – замечал Юрий Владимирович, имея в виду связь филологического творчества с культурой. Такова судьба всякой классической книги, претендующей на вхождение в культуру и остающейся в поле зрения научного сообщества. Даже в наш век массовой информации (о которой более всего эта книга), когда ценности сменяют друг друга с быстротой телевизионных клипов, а стилистические поновления «раскручиваются» для того, чтобы на недолгое время овладеть умами и исчезнуть, люди ищут надежной опоры в точном знании и научной истине, которые непреходящи.
Филолог отмечает эти движения стиля мысли и жизни: не становясь ни на чью сторону, имея ответственную общественную позицию, он возвышается над схваткой конца II – начала III тысячелетия, показывая сущность культуры с ее вечными ценностями и свойственными каждой эпохе риторическими новациями. Но стиль жизни характеризуется через стиль речи, а стиль речи выражается в устройстве речевых коммуникаций, отношениях диалога и взаимопонимания. Устроить же общественную и личную речь невозможно без системы ценностей, которые проявлены в системе общих мест – прежде всего моральных, а базовые понятия морали подверглись сомнению в России конца XX века. Ю.В. Рождественский вскрывает причину культурно-идеологических противоречий и напряженности в обществе, которые оказались следствием отмены или переориентации в культурных и моральных ценностях, а иногда и попросту следствием антикультурных деяний, поскольку культура и мораль взаимосвязаны. Разрешить эти противоречия можно только через правильное устройство речевых коммуникаций в обществе – в этом задача современной риторики.
Речевые коммуникации и законы построения общественного диалога изучает риторика, преданная в России забвению с середины XIX века и восстанавливаемая автором этой книги, по крайней мере, с семидесятых годов истекшего столетия в лекциях, читанных в Московском Государственном университете имени М.В. Ломоносова, многочисленных брошюрах, статьях, книгах, выступлениях, проектах и предложениях – от Государственной Думы до обыкновенной московской средней школы.
Читатель, знакомый с первым изданием (символично, что оно осуществлено фондом «Новое тысячелетие»), может справедливо посетовать на медлительность в переиздании риторических трудов Ю.В. Рождественского, которые получили колоссальный спрос. Этому есть оправдание: посмертные книги должны издаваться с максимальной редакторской и корректорской точностью, которой были лишены первые издания «Принципов современной риторики» и «Теории риторики». Впрочем, читатель, знакомый с первыми изданиями, наверняка прощал мелкие редакторско-корректорские недочеты, потому что для него главное – следить за мыслью широко и нестандартно мыслящего автора, удивляться рождению новых идей («как мы сами этого не замечали?»), которыми совершенствуется общественное сознание и движется образование личности.
Рукопись книги не сохранилась. Ю.В. справедливо полагал (ссылаясь на опыт своего Учителя академика В.В. Виноградова), что рукописи надо уничтожать и «приниматься за новый труд». На учениках и нынешних издателях лежит ответственность за корректное переиздание трудов Учителя. При этом для редактора очевиден запрет на вхождение в содержание и стиль автора – читатель, знавший Ю.В. и наслаждавшийся его научными беседами и лекциями, услышит в стиле автора много энергичных разговорных ноток устной речи Ю.В. Рождественского. Стиль Ю.В. иногда столь динамичен, краток, что его невозможно править без нарушения внутренней энергетики, которая знакома всякому вдохновенному автору. А Юрию Владимировичу свойственен был научный азарт в поиске и выражении истинных суждений. Мысль, кажется, иногда столь переполняла автора, что было не до «мелочей», заниматься которыми было некогда. В то же время не покидает ощущение точности и обоснованности высказанных автором мыслей, лишь в отдельных случаях требующих малой коррекции.
Содержание работы
ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА 1
КУЛЬТУРА – ИСТОЧНИК ПРОТИВОРЕЧИЙ
§ 1. Культура и стиль
§ 2. Формы культуры
§ 3. Культурные устремления
§ 4. Примеры культурных устремлений
§ 5. Стилевые устремления
§ 6. Динамика культуры
§ 7. Вопросы социальной динамики
§ 8. Вопросы политических идеологий
ГЛАВА 2
СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ XX ВЕКА
§1. Современное состояние идеологии в России
§2. Условия различий, противоречий и конфликтов
§3. Различия, противоречия и конфликты в массовой коммуникации
§4. Экономический материализм или культурный фактор
§5. Психологическая война
§6. Вызовы и угрозы
§7. Духовная мораль – основа разрешения конфликтов
§ 8. Динамика стиля в XX веке
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ
§ 1. Состояние массового сознания
§ 2. Философия языка в России в XX веке
§ 3. Теория языка в России в XX веке
§ 4. Принципы новой философии языка
§ 5. Ориентированность научных исследований
§ 6; Теория именований
§ 7. Массовая коммуникация
§ 8. Проблемы нормы
ГЛАВА 4
СОВРЕМЕННАЯ РИТОРИКА
§ 1. Классическая и новая риторика
§ 2. Американская научная риторика
§ 3. Японская риторическая теория
§ 4. Индукция и дедукция в риторике
§ 5. Теория словесности
§ 6. Законы диалога
§ 7. Речевое управление обществом
§ 8. Речевая этика и речевое право
ГЛАВА 5
ЕДИНСТВО И РАЗНООБРАЗИЕ ОБЩЕСТВА
§ 1. Риторика и мораль
§ 2. Историко-культурное значение общих мест
§ 3. Диалектика, эристика и софистика
§ 4. Смысловые связи целого общества
§ 5. Перспективы формирования и укрепления общих мест
§ 6. Общие места в сакральных и канонических текстах
§ 7. Общие места в текстах массовой коммуникации
§ 8. Проблема воспитания в общем образовании
Использованная литература
- нет