Русская идея по Бердяеву
Реферат по предмету:
"Журналистика"
Название работы:
"Русская идея по Бердяеву"
Автор работы: Юлия
Страниц: 15 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Бердяев, как «философ по призванию», в самом деле, внес неоспоримый вклад в развитие философской мысли XX века. Не углубляясь в суть его многообразных философских размышлений, отметим кратко то, что он сделал в этой сфере:
- развил идею свободы, как изначально предшествующей бытию и Богу;
- рассмотрел идею творчества, исходящего из изначальной свободы и из нее формирующего бытие;
- поставил и развил антропологическую идею о человеке-личности, воплощающем собой творческую потенцию свободы;
- широко осветил идею истории, как формы существования творческой личности, обладающей свободой.
Идея и философия свободы, творчества, человека, истории, а также философия духа противопоставлены были им несвободе (необходимости), пассивности, безличной реальности (коллективизму), хаосу (отрицанию смысла истории), природе (натурализму). Это и есть те основные вопросы, которые он ставил перед собой и решал всю жизнь.
«Персонализм», то есть обостренное чувство самого себя, ценности личности и восприятия мира через себя, - основной этический кодекс Бердяева.
Мысль Бердяева эсхатологична, то есть «завязана» на проблеме итога, конца, результата: для человека, для всего мира. Философское решение проблемы Апокалипсиса занимает его прежде всего. Он размышляет об оправдании христианства, как духовной и исторической силы, и каждого человека, как Божьего дитя и носителя изначальной свободы, определяющей его независимость от мира и общества и оправдывающей его.
Бердяев создает свою философию истории, философию культуры, философию религии, развивает философию человека - антропологию. Он не только создает и строит, но и решает.
В любом случае среди сонма многих эмигрантских сочинений или философских произведений, современных Бердяеву, «тон» и стиль его письменной речи - публицистичный, живой, эмоциональный, намеренно «понятный» и направленный непосредственно к читателю, к его «умному сердцу», к его «духовному центру», освобожденный от сухого наукообразия - отличителен с первых же строк.
Уже справедливо отмечалось его «безразличие к методологии философского дискурса; безоглядное, почти, экстатическое устремление к решению «последних вопросов», некритически воспринятых из теологии; «слипание» метафизики с натурфилософией, мышление в категориях «спиритуалистического материализма», моралистическое приписывание предметам «изначально присущих» им качеств и вера в учительское назначение философии».
Подобных «профессиональных не профессиональностей» у него можно найти еще больше. И именно поэтому самому Бердяеву так свойственно «повторение пройденного», он от книги к книге, внутри каждой книги, словно бы возвращается к одной и той же теме, проговаривая ее несколько раз, намеренно «ощупывая» ее со всех сторон.
Содержание работы
Введение 3
1. Понимание русской идеи по Бердяеву 6
2. Особенности русской идеи по Бердяеву 9
Заключение 14
Список использованных источников: 15
Использованная литература
- Б. Зайцев. Мои современники. Лондон, 1988, с. 154.
- Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974, с. 200.
- Вопросы философии, 1989, № 2, с. 144.
- Н.А. Бердяев. О рабстве и свободе человека. Париж, 1939. с. 178.
- В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа. Париж, 1955, с. 263.
- В.С. Соловьев. Русская идея. М., Путь, 1911, с. 132.
- С.А. Левицкий. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Франкфурт-на-Майне, 1981, с. 137.
- Н. Зернов. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974, с. 366.