Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
Заказать диплом на тему
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Журналистика --> Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение

Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение

КубГУ Краснодар

Курсовая по предмету:
"Журналистика"



Название работы:
"Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение"




Автор работы: Юлия
Страниц: 30 шт.



Год:2007

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение.

Четный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями? Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий, зародившаяся и разрабатываемая военными и спецслужбами, незаконные формы предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или одна из разрешенных форм агитации?

Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории.

Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это А. Македонский, Ю.Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие. Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына могущественного из богов. Ю. Цезарь активно использовал для возвышения своей фигуры разного рода празднования, связанные с военными победаи. Даже лавровый венок на голове он носил охотно, поскольку тем самым пытался скрыть свою лысину.

Еще войска Чингисхана использовали самые разнообразны формы слухов, которые распространялись для деморализации населения и войск противника, развивая слухи о слабости другой стороны, продажности ее правителей и силе войск Чингисхана.

Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной дисциплины получила в I мировой войне. Например в США был создан так называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу, направленную как на Германию, так и на население США.

В настоящее время в России происходит крутой перелом в понимании содержания и смысла идеологии нашего общества. Этот период с полным основанием может быть охарактеризован как «эпоха перемен, переоценки ценностных ориентаций» с распадом советского союза старая, пропитанная духом тоталитаризма идеология отвергается. Иными словами, идейно-воспитательный, духовный потенциал пропаганды, сконструированный на приоритетной основе классово-тоталитарных принципов, оказывается по существу исчерпанным, в виду весьма слабой неработоспособности в новых условиях. Сложившаяся в настоящее время ситуация порождает острую потребность в пропаганде, призванной адекватно отображать новые стремления, цели и идеалы государства.

Целью данной курсовой работы является выявление роли пропаганды в жизни общества.

Курсовая работа на тему

Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение

Выполнила студентка ____________________________________________ Юлия

3 курса ОДО ф-та Журналистики

Научный руководитель____________________________________________ Л. Н.

2007

Оглавление

Введение............................................................................................................... 2

Часть I. Методологические принципы анализа проблемы................................. 4

Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды.................................. 4

Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media.................................... 7

Глава II. Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение 18

Часть 2.1. Тонкости пропаганды, направленные непосредственно на оду из сторон избирательной кампании................................................................................. 18

Часть 2.2. Контрпропаганда как нейтрализация агрессии одной из сторон.. 27

Заключение......................................................................................................... 34

Литература:......................................................................................................... 36

Введение.

Четный PR, «спец технологии», «грязные технологии», «информационные войны», «спец пропаганда», «контрпропаганда» эти понятия все чаще попадаются нам в средствах mass media, обсуждаются на встречах специалистов по избирательным компаниям, с настороженностью поднимаются во время встреч с клиентами и потенциальными кандидатами. Что же стоит за этими понятиями? Грязные методы ведения предвыборной войны, которые используются беспринципными кандидатами и технологами, или неотъемлемая часть практики управления общественным мнением, громкие слова, добавляющие внушительности о всемогуществе избирательных технологов, или особая сфера технологий, зародившаяся и разрабатываемая военными и спецслужбами, незаконные формы предвыборной борьбы, являющиеся предметом внимания судебной власти, или одна из разрешенных форм агитации?

Возникновение пропаганды официально датируется 1633 г., когда папа Урбан VIII основывает конгрегацию пропаганды в качестве комитета кардиналов, ответственных за иностранные миссии церкви, хотя отдельные примеры подобных действий прослеживаются намного раньше в истории.

Практически все выдающиеся исторические деятели активно опирались на пропагандистские механизмы для создания и упрочнения своих государств. Это А. Македонский, Ю.Цезарь, Петр I, Наполеон, Гитлер, Сталин и многие другие. Например, об А. Македонском распространялись рассказы, что он сын бога, что было подтверждено оракулом. А ведь не так просто биться против сына могущественного из богов. Ю. Цезарь активно использовал для возвышения своей фигуры разного рода празднования, связанные с военными победами. Даже лавровый венок на голове он носил охотно, поскольку тем самым пытался скрыть свою лысину.

Еще войска Чингисхана использовали самые разнообразны формы слухов, которые распространялись для деморализации населения и войск противника, развивая слухи о слабости другой стороны, продажности ее равителей и силе войск Чингисхана.

Особое развитие пропаганда в качестве самостоятельной военной дисциплины получила в I мировой войне. Например в США был создан так называемый Комитет Криля, который координировал пропагандистскую работу, направленную как на Германию, так и на население США.

В настоящее время в России происходит крутой перелом в понимании содержания и смысла идеологии нашего общества. Этот период с полным основанием может быть охарактеризован как «эпоха перемен, переоценки ценностных ориентаций» с распадом советского союза старая, пропитанная духом тоталитаризма идеология отвергается. Иными словами, идейно-воспитательный, духовный потенциал пропаганды, сконструированный на приоритетной основе классово-тоталитарных принципов, оказывается по существу исчерпанным, в виду весьма слабой неработоспособности в новых условиях. Сложившаяся в настоящее время ситуация порождает острую потребность в пропаганде, призванной адекватно отображать новые стремления, цели и идеалы государства.

Целью данной курсовой работы является выявление роли пропаганды в жизни общества.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить соотношение идеологии и пропаганды;

- определить социально-психологические особенности аудитории;

- обозначить аспекты исследования спец технологий.

Часть I. Методологические принципы анализа проблемы

Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды

Во все времена люди руководствовались пропагандой, задававшей правила как индивидуального, так и коллективного поведения.

Что же такое пропаганда?

Существуют разнообразные определения понятия пропаганды. Вот некоторые из них.

В социологическом энциклопедическом словаре дается следующие определение:

«Пропаганда (от латинского распространение): 1) система деятельности, направленная на распространение знаний, художественных ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, оказание влияния на социальное поведение людей; 2) распространение в массах идеологии и политики определенных классов, партий, государств; 3) средство манипуляции массовым сознанием».

В политологическо энциклопедическом словаре пропаганда определяется следующим образом «систематически осуществляемые усилия повлиять на сознание индивидов, групп, образований для достижения определенного, заранее намеченного результата в области политического действия».

Учебный социологический словарь рассматривает пропаганду как «целенаправленное распространение массовой информации об определенном образе жизни».

Один из наиболее авторитетных исследователей пропаганды Г. Ласвелл, в своей книге «Техника пропаганды в мировой войне», вышедшей в 1927 г., определяет пропаганду как «менеджмент коллективных представлений с помощью манипуляций значимыми символами».

На наш взгляд пропаганда это неотъемлемая часть идеологии, политики, и культуры любого общества.

Для более четкого выяснения причинно-следственных связей между идеологией и пропагандой необходимо рассмотрение идеологии.

Идеология система ценностей данного общества (Т. Парсонс). Идеология такая система ценностей, которая выступая в качестве политического мировоззрения, имеющего силу веры, обладает особенно большим ориентационным потенциалом и потому способна обуздывать связанные с кризисом процессы социальной жизни (У. Матц).

Таким образом четко видно, что в центре представлений о феномене идеологии находится понятие ценности, через которые они и определяются.

Что же такое ценность? Ценность это значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей или общества в целом. Это не свойство самих объектов, а результат их вовлеченности в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей человека. А.Г.Здравомыслов отмечал, что «система ценностей это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-то более высокому и неприходящему, чем его собственное эмпирическое существование именно благодаря приобщению к миру ценностей жизнь отдельного человека приобретает смысл». Идеология является теоретическим обоснованием системы ценностей определенных социальных субъектов, она определяет им их мир значений и смыслов, приобщая к делу, которое выходит за рамки индивидуального существования.

Есть еще одна сторона ценностного отношения: ценность то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем и к чему можно стремиться, относиться с уважением и т.д. Идеологии как теоретические обоснования системы ценностей взывают не только к разуму, но и к чувству. Как заметил К. Поппер, сказать людям, что они равны значит затронуть их чувства. Однако с этим чувством не идет ни в какое сравнение то, что человек испытывает, когда пропаганда внушает ему, что он превосходит других, а другие ему подчинены.

Содержание работы

Оглавление

Введение............................................................................................................... 2

Часть I. Методологические принципы анализа проблемы................................. 4

Часть 1.1. Проблема определения понятия пропаганды.................................. 4

Часть 1.2. Манипулятивные возможности Mass Media.................................... 7

Глава II. Методы и технологии воздействия пропаганды на общественное мнение 18

Часть 2.1. Тонкости пропаганды, направленные непосредственно на одну из сторон избирательной кампании................................................................................. 18

Часть 2.2. Контрпропаганда как нейтрализация агрессии одной из сторон.. 27

Заключение......................................................................................................... 34

Литература:......................................................................................................... 36

Использованная литература

  1. :
  2. Поченцов Г. Г. Коммуникативные аспекты семантики, Киев: Вищалик, - 1987г.
  3. Васильев В. П. Конкретное социальное исследование идеологической работы, - М.: Мысль, - 1984г.
  4. О современном по-современному: об эффективности средств массовой информации и пропаганды (сб. статей / Сост. Л. Н. Плющиков), - Л.: Лениздат, - 1978г.
  5. Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей, - М.: МТУ, - 1991г.
  6. Беглов С. И. Внешнеполитическая пропаганда: Очерки теории и практики (учеб. Пособие для вузов по спец. «Журналистика») 2-е изд., испр. и доп., - М.: Высш. шк., - 1984г.
  7. Буданцев Ю. П. В контексте жизни: Системный подход и массовая коммуникация, - М.: Мысль, - 1979г.
  8. Буданцев Ю. П. Системность в изучении массовых информационных продуктов, - М.: Издат. Ун.-та дружбы народов, - 1986г.
  9. Кондрашов П. В. Методика определения эффективности выступлений печати, телевидения, радиовещания, - Хабаровск, - 1978г.
  10. Кондрашов П. В. Эффективность средств массовой информации и пропаганды, пути ее дальнейшего повышения: Методологические и методические аспекты исследования, - Хабаровск, - 1979г.
  11. КПСС. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды (документы и материалы), - М.: Политиздат, - 1979г.
  12. Методологические проблемы изучения средств массовой коммуникации (СБ. ст.) / отв. Ред. Михалкович В. И., Стигнеев В. Т.
  13. Научная методологи изучения массовых информационных продуктов: Сб. научных трудов / Министерство высш. и ср. образования, - М.: 1984г.
  14. Средства массовой информации и пропаганды / (Морозов Б. М., Егоров В. В., Новиков В. И), - М.: Политиздат, - 1984г.
  15. Язык и стиль средств mass media и пропаганды: печать, радио, TV, док. Кино / под ред. Д. Э. Розенталя, - М.: МТУ, - 1980г.
  16. Наглядная агитация. Методическое и практическое пособие, - Минск: «Беларусь», - 1971г.
  17. Пормейстер В. А. Наглядная агитация, - Таллин: «Ээсти раамат», -1968г.
  18. О некоторых путях повышения эффективности лекционной пропаганды, - М.: 1974г.
  19. Соломоник А. Г. Методы устной массовой пропаганды, - М.: 1972г.
  20. О пропаганде бесценного наследия, - Курган: 1970г.
  21. Адамов Е. А. О характере речи пропагандиста, - М.: «Московский рабочий», - 1970г.
  22. Активные помощники лектора и пропагандиста: Учеб.-метод. пособие по использованию технических средств пропаганды / В. Н. Попов и др., - Киев: Политиздат Украины, - 1985г.
  23. Афонин Н. С. Лекционная пропаганда: Вопросы теории и практики / Н. С. Афонин, Ф. Л. Бурдаков, - Саранск: Мордов. книжное изд-во, - 1976г.
  24. Бокарев Н. Н. Социальные исследования эффективной лекционной пропаганды, - М.: Знание, - 1980г.
  25. Волович Л. А., Тимофеев А. Н. Лекционная пропаганда: методика, опыт, мнения, - Казань: Татар. кн. Изд-во, - 1984г.
  26. Дзяшковская Л. И., Харченко Ю. А. За эффективность пропаганды, - М.: Знание, - 1987г.
  27. Иванова Ж. Е. Социальные исследования и совершенствование лекционной пропаганды, - М.: Знание, - 1987г.
  28. Крысыко В. Секреты психологической войны (цели, задачи, ), -М.: 1984г.
  29. Поченцов Г. Г. Информационные войны, - М.-Киев: 2000г.
  30. Поченцов Г. Г. Как ведутся тайные войны. Психологические операции в современном мире, - Ровно, - 1999г.
  31. Поченцов Г. Г. Теория и практика информационных войн, - Ровно, - 1999г.
  32. Прокофьев В. Ф. Тайное оружие информационной войны, - М.: 1999г.
  33. Расторгуев С. П. Информационная война, - М.: 1998г.
  34. Уеганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотропное оружие и безопасность России, - М.: 1999г.
  35. Любимов М. Декомерон шпионов, - М.: 1998г.
  36. Васильев В. П. Методология и методика конкретных социологических исследований средств массовой информации и пропаганды, - М.: 1986г.
  37. Москвичев Л. Н. Манипулирование сознанием людей и проблема войны и мира // Социологические аспекты проблем мира и социального прогресса, - М.: 1986г.
  38. Американская социология: Перспективы, проблемы, методы / ред. Осипов, - М.: 1972г.
  39. Американская социологическая мысль (тексты) / Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц, - МГУ, - 1994г.
  40. Поченцов Г. Г. P.R. или как усиленно управлять общественным мнением, - М.: 1998г.
  41. Москвичев Л. Н. Теория «деидеологизация»: .. и действительность (критические очерки об одной модной буржуазной конкуренции), - М.: 1971г.
  42. Циганков П. А. Политическая социология международных отношений, - М.: 1994г.
  43. РФ Президент (1991г. Б. Н. Ельцин) Вопросы Совета Безопасности РФ: [Указ Президента РФ от 15 нояб. 1999г. № 1528] // Рос. газета, - 1999г., - 17 нояб., - с.4.
  44. РФ Правительство Вопросы Мин. РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации: Постановление Правительства РФ от 10 сент. 1999г. № 1022 // Росс. газета, 1999г., - 15 сент., - с.4. Прил.: Пол-е о Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещании и средств массовых коммуникаций.
  45. Положение о Министерстве печати и информации РФ; Утвержден пост. Сов. Министров Правительства РФ от 18 мая 1993г. № 472, - Кн. обозрение, - 1993г., - 4 июня, - с. 7-8.
  46. Марилов М. В. И. о. свободы слова; [Беседа с бывшим руководителем Российского информационного центра М. В. Марчеловым / Записала Милашина] // Новая газета, - 2000г., - 7-13 февр., - с. 10.
  47. Семина Л. Наша пресса продается. Только в киоске?: [По поводу независимости прессы ] // Росс. Газета, - 2000г., - 15 марта, - с. 3.
  48. Марчелов М. В. Росинформ сообщает: [Беседа с руководителем Росинформцентра М. В. Марчеловым / Записал Б. Борисов] // Красная звезда, - 1999г., - 2 нояб.
  49. Строев Е. С. Егор Строев: «К сожалению, наша пресса не является полностью независимой и свободной»: Интервью Пред. Совета Федерации Ванисом И. Горбунов. // Жэурналист, - 1999г., - № 11, - с. 8-9.
  50. Верховская А. И. Средства массовой информации в системе партийно-политических отношений // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналистика, - 1999 г., - № 6, - с. 19-29.
  51. Прохоров Е. П. Демократические пути формирования единого информационного пространства // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналистика, - 1999 г., - № 6, - с. 3-18.
  52. Грабельников А. А. О российско-государственной идеологии и информационной политики // Вестник Московского университета Сер. 10, - Журналисика, - 1998 г., - № 6, - с.3-15.
  53. Ефимова Л. Право на информацию: власть и СМИ // РФ сегодня, - 1998г., - №20, - с. 49-53.
  54. Пристанская О., Клочкова А. Призрак и страх бродит по России; [О средствах массовой информации; По материалам социологического исследования] // Юридическая газета, - 1995г., - № 35, - с. 3-4.
  55. Иванов Ю. О четвертой власти; [О средствах массовой информации] // Правда, - 1995г., - 22 июня, - (Правда России; №13).
  56. Полторанин М. Н. Масс-медиа и их экономическая независимость: [О проблемах средств массовой информации: Беседа с пред. Ком. Гос. Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике и связи М. Н. Полтораниным / Записал М. Бужкевич] // Деловой мир, - 1994г., - 11 июня, - с. 1,4.
  57. Борев В. Ю., Коваленко А. В. . И массовая коммуникация / отв. ред. А. И. Арнольдов; АН СССР, Ин-т философии, - М: Наука, - 1986г., - 301, [2] с.; 17см.
  58. Поклад А. Б., Юдина Н. И. Массовая информация: международное общение или подрывная пропаганда? М.: Международные отношения, - 1987г., - 91, [2] с.; 20 см.
  59. Методика изучения общественного мнения; Сб научных трудов / МГУ им. М. В. Ломоносова, Центр изучения общественного мнения / редкол.: С. В. Туманов и др., - М.: Из-во МГУ, 1992г., - 90 [1] с.; 22 см.
  60. Медведев Р. Война в Чечне и война на страницах печати / Рой Медведев // Росс. газета, - 2000г., - 17 фев., с. 3.
  61. Беренбаум И. Е. Информационно-коммуникативные науки в свете эволюции средств информации и коммуникации // Книга: исследования и материалы / «Всесоюзная книжная палата», - 1990г., - Сб. 6Р., - с. 31-47.
  62. Григорьев М. Как рождаются слухи, или тонкости превентивной пропаганды в СМИ // Открытая политика, - 1999г., - № 9-10, - с. 80-88.
  63. Лесин М. Ю. Михаил Лесин: «Мы информационные войны уже проходили»: (беседа с министром РФ по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций) // Московские новости, - 1999г., - 20-26 июня, - № 27, - с. 6-7.
  64. Городовой А. Г. Цензуры нет, но тайны остаются: (беседа с начальником Службы информационной безопасности в средствах массовой информации Министерства обороны РФ полковником А. Г. Городовым / Записал Н. Просков) // Красная звезда, - 1999г., - 26 марта.
  65. Грабельников А. А. О российской государственной идеологии и информационной политике // Вест. МГУ Сер. 10 Журналистика, - 1998г., -№6, - с. 3-15.
  66. Бондаренко А. Проигранная информационная война: Пропаганда объединенной группирови федеральных сил в Чечне потерпела фиаско // Нд. газета, - 1996г., - Независимый военный обозреватель, - 10 окт., - с. 4.
  67. Говорухин С. С. Не стреляйте в спину солдатам (по поводу освещения средствами массовой информации событий в Чечне: рассказ депутата Гос. Думы Федерального Собрания РФ) / записала Т. Седых // Гудок, - 1995г., - 30 июня, - Советская Россия, - 27 июня.
  68. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994. С. 184.
  69. Стр. 32
  70. Клемпетер В. Язык третьего рейха. М., 1998. с. 298
  71. стр. 305
  72. Советник 1997. - №11. с. 9
  73. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 195
  74. Поченцов Г. Психологические войны. М. 2000, стр. 186
  75. -//- стр. 187


Другие похожие работы


Вид работы
Направление работы