Значение стиля семейного воспитания в возникновении предневротической симптоматики у младших школьников, проявляющейся в дезадаптивном поведении
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Значение стиля семейного воспитания в возникновении предневротической симптоматики у младших школьников, проявляющейся в дезадаптивном поведении "
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 63 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В настоящее время проблема психофизиологического благополучия детей в условиях семьи и школьного учреждения приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Особую озабоченность правительства вызывает ситуация с заболеваемостью школьников. По данным исследований ряда авторов к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины.[14,18,34]. Кроме того, отмечен рост школьных неврозов, в том числе и среди учеников младших классов. Так, по данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами. Начало обучения детей в школе очень часто воспринимается ими как глубокий стресс, так как в их жизни произошли очень важные изменения.
Школа предъявляет к ребенку абсолютно другой набор требований, в том числе и требований к их психической деятельности, и более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям. И те школьники, особенно начальных классов, которые испытывают трудности в выполнении этих требований, составляют так называемую «группу риска». У этих детей есть большая вероятность возникновения школьной дезадаптации. Школьная дезадаптация- это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими людьми и с миром в целом. Первопричину школьной дезадаптации надо искать в соматическом и психическом здоровье ребенка, то есть в органическом состоянии центральной нервной системы, нейробиологических закономерностях формирования мозговых систем. Наиболее распространенной причиной школьной дезадаптации являются минимальные мозговые дисфункции, неврозы и невротические реакции.
«Новая атмосфера школы с ее непривычным для ребенка укладом в физическом и духовным отношении производит неизбежный перелом всей жизни даже вполне здорового нормального ребенка», - писал известный русский ученый В.П.Кащенко. Вдвойне труден такой перелом для детей со слабым или неуравновешенным типом нервной системы, для детей, которые еще в дошкольном возрасте перенесли нервное заболевание. Поэтому нередко в этот период наблюдается обострение самых различных нервных заболеваний или их рецидив. Часто в начальной школе усиливается заикание, нервные тики, иногда возобновляется ночное недержание мочи. Но и у детей с сильным типом высшей нервной деятельности в результате неправильного предшествующего воспитания «перелом» может протекать весьма тяжело. В первую очередь это касается избалованных детей. Им очень трудно, а иногда и непосильно бывает сразу приспособиться к строгой школьной дисциплине. Иногда у таких детей развиваются специфические неврозы, которые так и называются школьными. (Соколова Н.Г.,2003) Приспособление детей к новой школьной обстановке осложняется еще и тем, что возраст 7-9 лет(т.е. младший школьный возраст) совпадает по времени со вторым возрастным кризисом.
Понятие «школьный невроз» глубоко объясняет причины возникновения отклонений в поведении учащихся. В этом понятии раскрываются не только отрицательные воздействия со стороны учителя, школы, но и влияние неправильного воспитания в семье, индивидуальные особенности учащихся[18].
Несмотря на значительные исследования, посвященные этой проблеме, потребности теории и практики заставляют исследователей вновь и вновь обращаться к этой проблеме. Во многих исследованиях отмечается, что, прежде всего нарушения в системе отношений приводят к возникновению неврозов у детей (В.И.Гарбузов, А.И.Захаров): «Семьи с нарушенными отношениями не могут самостоятельно решать возникающие в семейной жизни противоречия и конфликты. В результате длительного существующего конфликта у членов семьи наблюдаются снижение социальной и психологической адаптации, отсутствие способности к совместной деятельностисти" (А.С.Спиваковская,1988.)
Несмотря на значительные исследования, существует потребность в подобного рода исследованиях. В нашем исследовании мы изучали влияние стиля семейного воспитания на возникновение предневротической симптоматики в условиях школы, проявляющейся в дезадаптивном поведении на основании заказа администрации школы №1 г. Ступино М.О.
Целью данной работы является изучение влияния стиля семейного воспитания на возникновение предневротической симптоматики в условиях школы.
Гипотеза исследования: возникновение предневротической симптоматики (уровня тревожности, самооценки, притязаний) зависит от стиля семейного воспитания.
Задачи исследования:
1.Определить уровень тревожности младшего школьника.
2.Установить стиль воспитания.
3.Определить уровень самооценки.
4.Определить уровень притязаний.
5.Установить зависимость уровня тревожности от стиля воспитания.
6.Установить зависимость уровня самооценки от стиля воспитания.
7.Установить зависимость уровня притязаний от стиля воспитания.
Предметом исследования является влияние детско- родительских отношений на формирование предневротической симптоматики.
Объектом исследования является дети младшего школьного возраста(8 лет), а также их родители.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава 1. Неврозы у школьников начальных классов……………………………………...4
1.1. Определение понятия невроза………………………………………………….....4
1.2. Школьный невроз…………………………………………………………………..7
1.3. Школьный невроз – как феномен школьной дезадаптации…………………....16
1.4. Отношение младших школьников со сверстниками и взрослыми…………….19
1.5. Формирование самосознания у младших школьников…………………………21
1.6. Типы нарушений функционирования семьи, обуславливающие психическую травматизацию личности……………………………………………………………...24
1.7.Типы семейного воспитания……………………………………………………....27
Глава 2. Задачи и методика исследования………………………………………………...31
2.1. Цель и задачи исследования……………………………………………………...31
2.2. Методика исследования…………………………………………………………..33
Глава 3. Результаты исследования………………………………………………………...41
3.1. Выводы…………………………………………………………………………….53
Заключение………………………………………………………………………………….55
Библиография……………………………………………………………………………….56
Использованная литература
- Антонов А.И. Социология рождаемости. – М., 1980.
- Бассин Ф.В., Рожнов В.Е., Рожнова М.А. Психическая травма. – В кн.: Руководство по психотерапии. 2 – е изд. Ташкент, 1979.С.24 – 43.
- Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.. 1986.
- Бойко В.В. Рождаемость. Социально – психологические аспекты. – М., 1985.
- Булахова Л.А. К особенностям невроза навязчивости на органическом фоне у подростков. – В кн.: Неврозы у детей и подростков : Тезисы докладов. М., 1986.С.28 – 29.
- Буянов М.И. О динамике пограничных психоневрологических расстройств. – В кн. : Неврозы у детей и подростков: Тезисы докладов. М., 1986. С.30 – 34
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии., М., 1997.
- Гарбузов В.И.Особенности психотерапии в семье с единственным ребенком, страдающим неврозом. – В кн.: Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях. Л., 1978. С. 87 – 93.
- Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – Л., 1977.
- Гильяшева И.Н. Интеллект и личность при неврозах. – В кн.: Исследование личности в клинике и экстремальных условиях. Л., 1969. С. 151 – 165.
- Гиляровский В.А. Узловые моменты в проблеме неврозов. – Сов. Невропатол., психиатр., и психогиг., 1980, вып. 3., с.74 – 86.
- Губачев Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико – физиологические основы психосоматических соотношений. – Л., 1981.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986.
- Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия, Союз, С. – Пб., 1998.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. – М., 1986.
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – Л., 1982.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. – Вопр.психол., 1984, вып.4. С.89 – 95.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. – Л., 1982.
- Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М., 1980.
- Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Л., 1985.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., Медицина, 1993.
- Козлов В.П. Психогигиенические аспекты воспитания детей и подростков. – В кн.: Психогигиена и психопрофилактика. Л., 1983. С. 13 – 17.
- Козловская Г.В., Кремнева Л.Ф. Роль фактора среды и индивидуальной реактивности в возникновении и клинике пограничных нервно – психических расстройств детского возраста. – В кн.: Психогигиена детей и подростков. М., 1985. С. 66- 91.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. - М., 1985.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
- Мягер В.К. Диэнцефальные нарушения и неврозы. – Л., 1988.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. – Л., 1999.
- Немчин Т.А. Состояния нервно – психического напряжения. – Л., 1983.
- Немов Р.С. Психология .т. 1. – М., 1995.
- Пивоварова Г.Н. Затяжные реактивные состояния у детей и подростков. – М., 1987.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков : психологическая природа и возрастная динамика. – М., 2000.
- Психология. Словарь. /Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.
- Соколова Н.Г. Неврозы у детей. – г.Ростов – на – Дону., 2003.
- Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста, М., Медицина, 1998.
- Ташлыков В.А. Клинико – психологическое исследование « внутренней картины болезни» при неврозах в процессе их психотерапии. – Журн. Невропатол. И психиатр., 1981, вып.11.С. 1704 – 1708.
- Цукерман Г. А., Поливанова Е. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.