Теоретическое обоснование структуры слова у детей с дизартрией
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Теоретическое обоснование структуры слова у детей с дизартрией"
Автор работы: Ольга
Страниц: 42 шт.
Год:2006
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Очень часто встречается такой тип нарушения звукопроизносительной стороны речи - дизартрия. В таких случаях дефект не исчерпывается плохим звукопроизношением, у ребенка отмечаются и нарушения просодической стороны речи - темпа (замедленный или убыстренный), ритма и плавности (речь скандированная (послоговая), фрагментарная, скачкообразная) и интонирования.
Дизартрия - это нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. С неврологической точки зрения, по месту локализации (поражения нервной системы) различают дизартрии корковые, подкорковые, мозжечковые, бульварные и псевдобульбарные.
Независимо от формы локализации и дизартрии отмечаются нарушения произносительной стороны речи, в то же время лексико-грамматическая сторона и понимание речи могут быть либо сохранными, либо вторично задерживается их формирование из-за нарушения звуковой стороны речи.
В практике дошкольной дефектологии наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартрия - одно из проявлений псевдобульбарного паралича или пареза, в результате какого-то внутриутробного, природового или прижизненного повреждения (травмы, энцефалиты и др.) нервной системы ребенка.
Произношение детей с дизартрией неясное, нечеткое, смазанное, с носовым оттенком (гнусавое, назализованное). Отмечаются грубые нарушения динамики (выполнения отдельных движений), статики (удержание определенной артикуляционной позы), артикуляционной моторики (язык беспокоен, движения его затруднены и неточны). Отмечаются нарушения не только речевой, но и внеречевой моторики артикуляционного аппарата: ребенок плохо жует, глотает, давится, попер-хивается. В тяжелых случаях ему дают только жидкую и вязкую пищу, иную он глотать не в состоянии. Нарушено речевое дыхание: оно поверхностное, короткое, воздушная струя, являющаяся энергетической основой речи, слабая и ненаправленная. Голос тихий, приглушенный.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы нарушения структуры слова у детей с дизартрией 5
1.1 Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии 5
1.2 Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия 21
Глава 2 Экспериментальное исследование особенностей нарушений структуры слова у детей с дизартрией 29
2.1 Методы исследования 29
2.2 Анализ результатов 33
2.3 Логопедическое восстановление 35
Заключение 41
Список использованной литературы 42
Использованная литература
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.–292с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Педагогика, 1959.–281с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М., 1982.–196с.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия сдетьми 6-7 лет.–СПб: КАРО, 2003.–163с.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей.–СПб, 2003.–287с.
- Коррекционная педагогика: Основы обучения и развития /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 1999.–400с.
- Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981.–166с.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие.–СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.–224с.
- Лалаева Р.И., Сееребрякова Н.В,, Зорина С.В. нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.–М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.–304с.
- Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АНН РСФСР, 1961.–206с.
- Локалова Н.П. Как помочь неуспевающему школьнику.–М., 2003.–211с.
- Нарушения речи и голоса у детей / Под ред. С. С. Ляпидевского и С. Н. Шаховской. — М., 1975. — С. 20; 22—28; 30; 35—39
- Нищева Н.В. Развивающие сказки. – СПб., 2002.–102с.
- Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1988.–258с.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.–470с.
- Речевое развитие дошкольников с общим недоразвитием речи: Учеб. - метод. Пособие.–СПб, 2005.–144с.
- Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход) : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений .- М.: Академия, 2003 (Саратов: Саратовский полиграфический комбинат).- 144 с
- Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб., 1999.–126с.
- Туманова Т. В. К проблеме развития процессов словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. - 2004. - N 5. - С. 34-41
- Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999.–301с.
- Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Воронеж, 1997.–138с.
- Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов.–М.: АРКТИ, 2002.–136с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. – М.: Изд-во МГУ, 1987.–406с.
- Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи.–М., 1998.–122с.