Организация работы по программам социальной адаптации в центре занятости населения
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Организация работы по программам социальной адаптации в центре занятости населения"
Автор работы: Валерий
Страниц: 40 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Объектом данной работы являются безработные.
Предмет исследования социальная защита безработных.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.
Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное разрушительное влияние на людей.
Задачи написания курсовой работы:
§ раскрыть сущность понятия «безработица»;
§ определить основные направления политики занятости и
§ социальной защиты безработных.
В основе написания курсовой работы лежит закон «О занятости населения», в котором даны порядок и условия признания граждан безработными, государственная политика в области содействия занятости населения, порядок работы федеральной государственной службы занятости, а также приказ от 25 марта 2002 года «Об утверждении положения о финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета».
1. Безработица и государственная политика занятости
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
§ трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости.
§ Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени (например месяца).
§ Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
В России безработный должен отвечать условиям: проживать на территории РФ более 6 месяцев, не иметь заработка, быть зарегистрированным в службе занятости, быть готовым приступить к подходящей работе.
Институту государственной службы занятости около 100 лет. Его предтечей были биржи труда, получившие во многих странах широкое распространение во второй половине позапрошлого века. До этого трудоустройством, как правило, занимались профессиональные корпорации, а услуги немногочисленных частных контор трудового посредничества ограничивались довольно узкими областями деятельности (например, наймом домашней прислуги).
В два последних десятилетия XIX в. стали создаваться организации, выступавшие посредником при подборе рабочей силы. Однако им не особенно доверяли и профсоюзы, и работодатели: первые опасались, что биржи труда будут использоваться работодателями в штрейкбрехерских целях, вторые - что под давлением профсоюзов биржи будут отдавать приоритет в трудоустройстве членам профсоюза, препятствуя тем самым мобильности рабочей силы. Обе стороны трудовых отношений были заинтересованы во вмешательстве некой нейтральной стороны, которой и стало государство. Последнее, в свою очередь, было заинтересовано в предупреждении массовой безработицы как источника социальной напряженности, а также в межрегиональном или отраслевом перемещении рабочей силы как условии повышения эффективности национального производства.
"Включенность" государства в политику предупреждения безработицы стала очевидной на рубеже XIX - ХХ вв. Наиболее интенсивно данный процесс проходил в Германии, где уже в начале прошлого века существовало 400 государственных бирж труда и 3500 бирж профсоюзов. С их помощью заполнялись более миллиона вакансий в год, половина из которых приходилась на государственные структуры. В 1910-1912 гг. в Великобритании впервые были созданы национальная система бирж труда и государственная страховая система на случай безработицы.[10]
В России биржи труда возникли в начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платные частные посреднические конторы.
Причины безработицы разнообразны:
1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать её основные формы:
Фрикционная безработица - связана с перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, и поэтому требуется определённое время для "взаимного поиска".
Структурная безработица - связана с изменением в технологиях, а также с тем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новые товары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связи предприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности, ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит к увольнению части рабочей силы, либо к переобучению персонала.
Сезонная безработица - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт, в другие - уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объёмов производства относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство.
Циклческая безработица - связана с недостаточным совокупным спросом на товары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где эти товары производятся. [10]
Скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть её в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят на сокращённый режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.
На конец февраля 2003г., по оценке Госкомстата РФ, общая численность безработных в России сократилась на 0,5% по сравнению с январем 2003г. и составила 6,11 млн. чел. Уровень безработицы в стране составил в соответствии с методологией МОТ 8,5% всего экономически активного населения страны. При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2003г. выросло на 3,8% по сравнению с январем 2003г. и составило 1,621 млн. чел. (26,5% от общего количества безработных). По сравнению с ситуацией на конец февраля 2002 г. общая численность безработных в России за год возросла на 2,4%, в том числе официально зарегистрированных на 12,2%. [1]
Содержание работы
Введение 3
1. Безработица и государственная политика занятости 5
2. Анализ ситуации на рынке труда 14
3. Работа органов службы занятости по реализации активных программ содействия занятости и обеспечению социальной поддержки безработных граждан 19
3.1 Реализация активных программ содействия занятости 19
3.2 . Реализация социальной поддержки безработных граждан 30
4. Эффективность участия безработных граждан в программах социальной адаптации в центре занятости населения 35
Заключение 39
Список литературы: 41
Использованная литература
- Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 нач. 2003 гг. // «РЭО Вестник», №81, 2003г.
- Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд, 2004 г., №8,
- Труд и занятость в России. М, 2005 г. 560 с.
- Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд, №12, 2002г., с.42-46.
- Ширяева Л. Важно быстрее вернуть человека к труду. // Человек и труд, №10, 2002г.
- Кашепов А. Проблемы предотвращения массовой безработицы в России//Вопросы экономики, № 5 2005
- Матыцина Н.Обеспечение занятости населения//Экономист, №4 2004
- Мэнкью Г. Макроэкономика М.: МГУ, 2004
- Руденко Г. Г. Служба занятости и ее функции М.: РЭА, 2005. 360 с.
- Четвернина Т. Безработица в России (официальная оценка и реальные масштабы)//Проблемы теории и практики управления, № 4 - 2004