Гендерные различия у детей старшего подросткового возраста.
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Гендерные различия у детей старшего подросткового возраста."
Автор работы: Третьякова Анастасия
Страниц: 72 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В современном обществе одна из социальных проблем составляет агрессивность подростков, которая так же охватывает современную психологию, занимающаяся разработкой симптомами и выявлениями этой проблемы, но, к сожалению, теоретически мало изучена.
Феномен агрессии, являясь одним из самых социально опасных явлений, традиционно привлекает к себе внимание разных специалистов – социологов, криминологов, психологов, психиатров. В последние годы всё чаще обсуждается проблема роста асоциальных форм поведения и преступности детей и подростков, тенденция к учащению тяжких преступлений, что обусловливает высокую актуальность исследования криминального агрессивного поведения несовершеннолетних. У подростков в подавляющем большинстве случаев психически расстройства начинаются с поведенческих нарушений, это в большей степени обосновывает изучение агрессивного поведения в молодом возрасте.
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом всё больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Потому как детей с каждым годом становиться всё больше, было поставлено решение, что необходимо провести исследование с целью, выяснить, кто проявляет большую агрессию, мальчики или девочки, а так же какие именно виды агрессии подростки проявляют по отношению к сверстникам.
Актуальность проблемы: особая роль в процессе гуманизации человека принадлежит общеобразовательной школе, поскольку на нее возложена задача воспитания будущего поколения на гуманистических началах. Педагогические коллективы сталкиваются в воспитательной работе со многими трудностями. Это и обесценивание нравственных принципов, и недостаток внимания к молодежным проблемам, и низкий жизненный уровень отдельных слоев населения, и односторонняя социальная ориентация подрастающего поколения на потребительство, а не на духовные ценности, и недостаточная гуманитаризация учебного процесса, и низкий уровень педагогической культуры части учителей. Результатом всего этого является негативное отношение некоторой части молодежи к окружающим, что выражается в пренебрежении к чужому достоинству, грубости, жестокости, конфликтах, нередко приводящих к преступлению.
Содержание работы
Содержание
Введение…….…………………………………………………………………...……...3
1 Агрессия как психологический феномен…………………………………...…..…..6
1.1 Понятие агрессивности и агрессии, основные теоретические подходы………..6
1.2 Факторы, способствующие становлению агрессивности……………………....18
1.3 Алгоритм агрессивного поведения……………………………………………....23
1.4 Формы агрессивного поведения подростков. Специфика агрессии в подростковом возрасте.…………………………………….………………………....25
2 Общая характеристика подросткового возраста………………..…………..…….34
2.1 Основные психологические особенности подростков………………………….34
2.2 Кризис подросткового возраста………………………………………………….40
2.3 Гендерные и возрастные основы агрессии в подростковом возрасте……........42
2.4 Причины агрессивного поведения в школе……………………………………..45
3 Эмпирическое исследование агрессивности в школе г.Владивосток ………………………………………………………………………………………….50
3.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………………50
3.2 Анализ результатов исследования…….…………………………………….…...51
Заключение…………………………………………………………………….............55
Список литературы….………………………………………………………………...57
Приложения……………………………………………………………………………59
Использованная литература
- Абеличева С.А, Основы превентивной психологии. - М., 2003.
- Аверин В.А, Психология детей и подростков.- СПб.1998.
- Бандура А, Подростковая агрессия. - М.,1999г.
- Берковиц Л, Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001.
- Бэрон Р, Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
- Выгодский Л. С, Собр. соч.: В 6 т. М., 1984. - Т.4.
- Годфруа Ж, Что такое психология. В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996.
- Гребенкин Е.В, Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- Гулина Л.О, Статья. Роль семейной системы в нарушении коммуникации у детей и подростков. - М., 2005.
- Дерманова И.Б, Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2002.[Электронный ресурс].- режим доступа: http://vsetesti.ru/224/
- Журкова Е.А, Радева Р.Е, Психология подросткового возраста. Направления в зарубежных исследованиях.-М.,2000.
- Сидоренко Е.В, Методы математической обработки в психологии.- СПб.,2007.
- Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии под общей редакцией доктора медицинских наук, академика РАЕН, профессора Ю.В.Каминского. - ДВ.,2008.
- Клейберг Ю.А, Психология девиантного поведения. - М., 2003.
- Кон И.С. Психология ранней юности - М., 1989.
- Круковер В, Воспитание подростка. - М., 1997.
- Кулагина И.Ю, Возрастная психология: Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
- Мещеряков Б.Г, Психологические проблемы антропологизации образования. // Вопросы психологии, № 1, 1998.
- Паренс Г, Агрессия наших детей.- М., 1997.
- Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса.[Электронный ресурс].-режим доступа: http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/9919.php
- Ремшмидт X, Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М., 1994.
- Савина О.О, Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте.[Электронный ресурс].-режим доступа: //http:// www.new.psychol.ras.ru/conf/savina.htm
- Семенюк Л.М, Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М.,1996.
- Смирнова Т.П, Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2003.
- Соковни И, Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. - М., «Просвещение» 2002.
- Фельдштейн Д.И, Психология современного подростка. - М., 1987.
- Фесюкова Л.Б, Воспитание сказкой. - М., 1997.
- Фурманов И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М.,1996.
- Фридман Л.М, Волкова К.Н, Психологическая наука – учителю. - М., 1985.
- Филлипов В, Статья «Издевательство над учениками в элитной школе», газета «Известие» Белгород, 1991.
- Хрестоматия. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. - СПб, 2001.
- Шипицина Л.М, Дети социального риска и их воспитание. – СПб.,2003.
- Чалдини Р., Кенрик Д, Нейберг С, Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя.– СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002.
- Эльконин Д.Б, Подростковый возраст. [Электронный ресурс].-режим доступа: http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html