Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Психология --> Особенности развития общения в раннем возрасте.

Особенности развития общения в раннем возрасте.

РПА Министерства юстиции РФ (г.Москва)

Курсовая по предмету:
"Психология"



Название работы:
"Особенности развития общения в раннем возрасте."




Автор работы: Ольга
Страниц: 46 шт.



Год:2008

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.

Учитывая эти данные, тема курсовой работы является актуальной.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе изысканий информации, определить особенности развития общения в раннем возрасте.

Предмет особенности общения в раннем возрасте.

Объект ранний возраст.

Методологическая база исследования: теория периодизации психического развития Эльконина Б. Д., концепция генезиса общения Лисиной М. И., культурно-исторической концепция Выготского Л. С., исследования Урунтаевой Г. А., Ветровой В.В., Елагиной М. Г., Обуховой Л. Ф., Мухиной В. С., Смирновой Е. О., Винникота Д. В., Валлон А., Галигузовой Л. Н., Запорожеца А. В., Люблинской А. А., Мещеряковой С. Ю., Ибука М.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что: а) потребность в общении со сверстниками складывается в раннем возрасте; б) она возникает на основе уже имеющихся у детей потребностей во впечатлениях, в активном функционировании и взаимодействии со взрослым; в) изучаемая потребность имеет специфическое содержание, отличающее ее от других, в том числе от потребности в общении со взрослыми.

В данной работе использованы следующие методы: анализ научно-психологической и методической литературы; методика Галигузовой Л. Н. «Диагностика психического развития детей раннего возраста».

В соответствии с целью данной работы, определяются следующие задачи:

1. Раскрыть с помощью анализа научно-исследовательской литературы особенности развития общения в раннем возрасте;

2. Разработать теоретическую модель развития общения в раннем возрасте;

3. Построить и реализовать модель эмпирического исследования особенностей развития общения в раннем возрасте;

4. Разработать методику исследования особенностей общения в раннем возрасте;

5. Психологически обосновать и реализовать методику развития общения в раннем возрасте;

6. Провести эмпирическое исследование особенностей развития общения в раннем возрасте.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Современные психологические исследования развития общения в раннем возрасте

Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение важнейший фактор психического развития ребенка (Венгер Л. Я., Кооменский Я. П., Лисина М. И., Запорожец А. А. И др.) Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов. Как известно, общение это первая человеческая деятельность, возникающая на заре становления человеческого общества. Человек общался по поводу (мотиву) добывания средств к существования (охота, приготовление пищи, одежды и др) (7, 56-145).

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Венгер Л. А., Выготский Л. С., Лисина М. И., Мухина В. С., Рузская А. С. и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми (36, 181-201).

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами (27, 256).

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Прежде всего, она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления.

Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. Общение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность (27, 212-260).

М.И. Лисина одна из первых в психологической науке подошла к изучению общения как особой коммуникативной деятельности, и первая последовательно разработала концептуальную схему этой деятельности. Деятельностный подход к общению позволил выделить и проследить во взаимосвязи друг с другом отдельные линии его возрастных изменений. Разные стороны общения оказались при этом подходе объединенными тем, что составляли соподчиненные структурные элементы единой психологической категории категории деятельности. Стало невозможным ограничиваться лишь регистрацией внешней поведенческой активности, потребовалось увидеть в действиях ребенка акты, составляющие единицы деятельности и имеющие внутреннее наполнение, психологическое содержание (потребности, мотивы, цели, задачи и т.д.). А это в свою очередь открыло возможности направить исследование на выявление на каждом уровне развития целостной картины общения в ее содержательных качественных особенностях, сосредоточиться на анализе потребностно-мотивационной стороны общения детей с окружающими людьми. М.И. Лисина первая в психологической науке подвергла систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей: его качественные этапы (формы), движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятельностью ребенка, его влияние на общее развитие детей, а также пути этого влияния (21, 115-125).

Подход к общению как к коммуникативной деятельности позволил определить специфические особенности его у детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими людьми: со взрослыми и сверстниками, а также увидеть особую роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка.

Изучая влияние общения ребенка с окружающими людьми на его психическое развитие, М.И. Лисина внесла существенный вклад в разработку общей теории психического развития, раскрыла важные его механизмы, представила общение как определяющий его фактор (22, 7-31).

Смирнова Е. О.считает, что в раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Такое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним (32, 215-254).

В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

 во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

 во-вторых, он организует действия и движения ребёнка, передаёт ему технические приёмы осуществления действия;

 в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Содержание работы

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 4

1.1. Современные психологические исследования развития общения в раннем возрасте 4

1.2. Особенности общения в раннем возрасте 8

1.3. Идентификация отношений взрослого и ребенка 9

1.4. Роль общения в раннем возрасте 10

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 12

2.1. Общая характеристика раннего возраста 12

2.2. Специфика общения в раннем возрасте 18

2.3. Методы исследования развития общения в раннем возрасте 21

2.4. Критерии оценки эффективности развития общения в раннем возрасте 25

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ 31

3.1. Программа исследования особенностей развития общения в раннем возрасте 31

3.2. Описание методов исследования развития общения в раннем возрасте 31

3.3. Описание и анализ полученных результатов 36

3.4. Обсуждение результатов исследования и рекомендации по оптимизации развития общения в раннем возрасте 41

Заключение 43

Библиографический список использованной литературы 44

Приложение 1 47

Использованная литература

  1. использованной литературы
  2. Абрамова Г.С. О младенцах (0-2 года). Глава о раннем детстве (2-4 года). /Возрастная психология. - М.: Наука, 1997. С.393 - 465.
  3. Аксарина Н.М. Важнейшие факторы развития речи детей раннего возраста. / Вопросы педагогики раннего возраста. - М.: Наука, 1964. С. 15-32.
  4. Болбочану А.В. Формирование внутреннего плана действия у детей второго года жизни в общении со взрослыми: Дис... канд. психол. наук. - М.: Наука, 1983. 156 с.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Прогресс, 1967. - 195 с.
  6. Ветрова В.В. Влияние прослушивания речи взрослых на вербальное развитие детей раннего возраста: Дис... канд. психол. наук. - М.: Наука, 1975. 125 с.
  7. Ветрова В.В. Общение со взрослыми, как фактор развития активной речи детей в раннем возрасте. /Вопросы теоретической и прикладной психологии. - Л.: Питер, 1973. 23-52.
  8. Возрастные особенности психического развития детей. /Отв. ред. И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: Просвещение, 1982. - 164 с.
  9. Воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Н.М.Аксарной. М.: Просвещение, 1977. 250 с.
  10. Галигузова Л. Н. , Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: Наука, 2002. - С. 42-47.
  11. Елагина М.Г. Влияние ведущей деятельности на возникновение активной речи у детей раннего возраста. /Проблемы периодизации психики в онтогенезе. - М.: Просвещение, 1976. С.72 - 74.
  12. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте. //Вопр. психологии. 1977, № 2. С. 135 -142.
  13. Елагина М.Г. Влияние потребностей практического сотрудничества с взрослым на развитие активной речи у детей раннего возраста. /Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974. С. 114 - .127.
  14. Елагина М.Г. Возникновение активной речи в процессе сотрудничества с взрослым у детей раннего возраста.: Автореф. канд. дис. - М.: Просвещение, 1977. - 16 с.
  15. Елагина М.Г. Некоторые особенности общения детей раннего возраста со взрослыми, способствующие возникновению у них речевых коммуникаций. /Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии. - М.: Просвещение, 1975. С. 12-18.
  16. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. - М.: Просвещение, 1950. -121 с.
  17. Крайг Г. Психология развития, - Спб: Издательство "Питер", 2000. -992 с.
  18. Кривина СМ., Фрухт Э.Л. Особенности развития детей в периоды раннего возраста: первый год жизни. - М.: Наука, 1975. - 46 с.
  19. Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослым у детей от рождения до семи лет.: Дис. докт. психол. наук. - М.: Наука, 1974. 123 с.
  20. Лисина М.И. Воспитание детей раннего возраста в семье. К.: Освіта, 1983. - 48 с.
  21. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста. //Сов. педагогика, 1980, № 1. С. 25-26.
  22. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. /Под ред. А.Г.Рузской. - М,: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. - 384 с.
  23. Лисина М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей. / Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Просвещение, 1985. С. 7 - 31.
  24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения - М.: Педагогика, 1986. 250 с.
  25. Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребенка. //Вопр. психологии, 1958, № 5. С. 12-16.
  26. Лямина Г.М. Развитие понимания речи у детей второго года жизни //Вопр. психологии. 1960, № 3. С. 106 - 121.
  27. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
  28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1999. 442 с..
  29. Розенграт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1963. 255 с.
  30. Рузская А.Г. Значение эмоционального контакта со взрослыми у детей первого и начала второго года жизни для развития положительных форм взаимоотношений с окружающими людьми. /Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: МЦ, 1979. - С. 71-74.
  31. Смирнова Е. О. Психология ребенка от рождения до семи лет: Учебник для педагогических вузов и училищ. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 383 с.
  32. Смирнова Е.О., Кондратович И.А. Проявление некоторых особенностей в общении со взрослыми у детей раннего и дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 1973, № 9. С. 18-21.
  33. Смирнова Е. О. Диагностика психического развития от 0 до 3-х лет. М.: - МГУ, 2002. 130 с.
  34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Под ред. Ф.А.Сохина. Изд. 5-е, исправ. - М: Просвещение, 1981. - 159 с,
  35. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. С. 181-201.
  36. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. М., 1922.-280 с.


Другие похожие работы