Психологическая поддержка адаптации первоклассника к школьному обучению
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Психологическая поддержка адаптации первоклассника к школьному обучению "
Автор работы: Юлия
Страниц: 27 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация – это пребывание человека, проявляющееся в приспособлении к новым условиям, ролям, контактам.
Образовательная концепция России современности характеризуется приоритетом развития личности, сохранения и поддержания психологического здоровья детей. В этом направление исключительное серьезность приобретает адаптация первоклассника к школьному обучению. Младший школьный возраст - благополучный период формирования позиции в учебной деятельности, то есть на этом возрасте закладывается индивидуальный стиль взаимодействия «ребенок — образование». Современная школа предъявляет особые запросы к адаптационным способностям личности учащегося, умению использовать собственные средства и потенциал взаимодействия с другими для достижения успеха во всех видах деятельности.
Задача психологической поддержки развития личности на этапе адаптации к школьному обучению исследована фрагментарно и уровень ее изучения не соответствует объему запроса на действенную психологическую помощь современному первокласснику в период адаптации. Значимость и актуальность психологической поддержки и развития способности к самоподдержке теперь возрастает еще и потому, что современная ситуация развития младшего школьника изобилует факторами дезадаптирующего характера: вынужденная миграция, малоустойчивость семейных отношений, плотность информационного пространства развития, проблемы физиологического и психологического развития детей.
В связи с актуальностью проблемы необходима построение концепции психологической поддержки развития личности в образовании, структурирование ее содержательных и инструментальных аспектов, адекватных требованиям современной ситуации. Важным является повышение психологической компетентности субъектов образования в вопросах осуществления психологической поддержки.
В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: «Психологическая поддержка адаптации первоклассника к школьному обучению».
Проблема исследования: каковы основные условия психологической адаптации первоклассника к школьному обучения.
Цель исследования: создание условий для успешной психологической адаптации первоклассника к школьному обучению.
Объект исследования: младшие школьники (учащиеся 1-х классов).
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Определить понятие «адаптация», «школьная адаптация»
2. Выделить особенности адаптации первоклассников.
3. Описать возрастные особенности первоклассников.
4. Описать технологию работы педагога-психолога по адаптации школьников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты адаптации первоклассников к школьному обучению 6
1.1. Особенности адаптации первоклассников 6
1.2. Возрастные особенности первоклассников 10
Глава 2. Психологическая поддержка первоклассников в период адаптации 15
2.1. Диагностика адаптации первоклассников к школе 15
2.2. Технология работы педагога – психолога по успешной адаптации первоклассников 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
ЛИТЕРАТУРА 27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...28
Использованная литература
- Активные методы в работе школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2001.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2001.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М: Изд-во “Совершенство”, 2008.
- Битянова М.Г. Адаптация ребенка в школе. М, 2008г.
- Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Нач. школа., 2004,№ 2.
- Варламова А.Я. Школьная адаптация. Волгоград, 2005.
- Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. Беличевой С.А. Консорциум “Социальное здоровье России”, М.,2005
- Дрягалова, Е.А Влияние педагогического стиля учителя на особенности адаптации первоклассников/ Е.А.Дрягалова, Н.Е.Подгайский, А.С. Большев// Приволжский научный журнал/Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т - Н.Новгород, 2008. - №4.- С.233-236.
- Дрягалова, Е.А. Зависимость адаптации первоклассников от стиля педагогического общении/ Е.А. Дрягалова// Сборник материалов выпускных квалификационных и научных работ студентов и магистрантов вузов России, отмеченных на всероссийских и региональных конкурсах. Выпуск 9; ННГАСУ Н.Новгород, 2007. - С. 176 - 177
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 2004. № 4.
- Никоненко В. К Адаптация первоклассников к школе. // Интернет-ресурс: Netparents. ru., 02.10 2006.
- Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб., 2002.
- Платонова А.А. Успешное завтра будущего первоклассника // Нач. школа., 2005, № 5.
- Психолог в начальной школе: Учебно-практическое пособие / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г.Лидерс и др.; под ред. Т.Ю.Андрущенко. – Волгоград: Перемена, 2005.
- Тимофеев В., Филимоненко Ю. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М.Люшера. СПб., 2005 .
- Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь: Учеб.-метод. пособие. -Гродно: ГрГУ, 2002. - 119 с.
- Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб., 2009.