ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩЕ-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОЗИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
Дипломная по предмету:
"Психология"
Название работы:
"ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБУЧАЮЩЕ-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И ПОЗИТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ"
Автор работы: Григорьева Анастасия
Страниц: 100 шт.
Год:2001
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение.
Актуальность: при исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает социальный опыт и вмес¬те с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социаль¬ный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?
Только при условии изучения этого механизма можно решить вопрос о том, чем же конкретно регулируется поведение и дея¬тельность человека. Для того чтобы понять, что предшествует раз¬вертыванию реального действия, необходимо прежде всего про¬анализировать потребности и мотивы, побуждающие личность к деятельности. В общей теории личности как раз и рассматривает¬ся соотношение потребностей и мотивов для уяснения внутренне¬го механизма, побуждающего к действию. Однако при этом остается еще не ясным, чем определен сам выбор мотива. Этот вопрос имеет две стороны: почему люди в определенных ситуациях по¬ступают так или иначе? И чем они руководствуются, когда выби¬рают именно данный мотив? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки (27). Оно широко используется в житейской практике при составлении прогнозов поведения личности: «Н., оче¬видно, не пойдет на этот концерт, поскольку у него предубежде¬ние против эстрадной музыки»; «Вряд ли мне понравится К.: я вообще не люблю математиков» и т.д. На этом житейском уровне понятие социальной установки употребляется в значении, близ¬ком к понятию «отношение». Однако в психологии термин «уста¬новка» имеет свое собственное значение, свою собственную тра¬дицию исследования, и необходимо соотнести понятие «социаль¬ная установка» с этой традицией.
Проблема установки была специальным предметом исследова¬ния в школе Д.Н. Узнадзе. Внешнее совпадение терминов «уста¬новка» и «социальная установка» приводит к тому, что иногда со¬держание этих понятий рассматривается как идентичное. Тем бо¬лее что набор определений, раскрывающих содержание этих двух понятий, действительно схож: «склонность», «направленность», «готовность» (32).
Явление, описываемое понятием "установка", привлекало внимание исследователей не один раз. Например, Курт Левин исследовал "побуждающий характер" предметов, Бжалава говорил об "акцепторе действия" и "образе потребного будущего", социальные психологи Г. Олпорт, Остром, Рокич одно время определяли предмет своей науки как изучение социальных установок и это было бы только начало перечисления. Однако, по замечанию Узнадзе, это явление не было понято и использовано в науке в должной мере, несмотря на то, что оно имеет первостепенное значение для понимания поведения.
Проблема формирования позитивной социальной установки в подростковом возрасте имеет большое значение. В этот возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позиции, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. Данное обстоятельство выдвигает на первый план разработку психологических основ воспитательных воздействий, направленных на развитие личности.
Целью данной работы является изучение аспектов формирования позитивных социальных установок в подростковом возрасте под влиянием специально организованных программ.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме.
2. Обзор основных эмпирических исследований по данной проблеме.
3. Создание программы эмпирического исследования.
4. Сравнительное исследование уровня тревожности, агрессивности, самооценки, социальных установок на сверстников и поведения у подростков, занимающихся по специальной программе «Руян» и подростков не участвующих в данной программе.
5. Анализ и обобщение полученных данных.
Гипотеза: система специальных мероприятий с подростками направленная на активное формирование и раскрытие духовных и телесных способностей ребят способствует повышению самооценки, снижению личностной тревожности и актуализации позитивных установок на сверстников и окружающий мир.
Предмет исследования: особенности социальных представлений и установок подростков а так же личностные и поведенческие характеристики.
Объект исследования: подростки в возрасте 10 – 12 лет. В первую группу вошли обычные подростки, во вторую подростки занимающиеся специально в подростковом клубе «Руян», программа которого нацелена на формирования самосознание подростков, развитие духовных телесных способностей.
Всего в исследовании участвовало 60 человек.
Практическая значимость: данный материал может быть использован в процессе индивидуального консультирования подростков, для получения представления об их психологических особенностях. Этот материал так же может быть использован для оценки степени эффективности различных мероприятий проводимых с подростками с целью изменения их поведения и установок. Представленная работа может служить источником для разработки рекомендаций для родителей, педагогов и других специалистов, для разработки программ организации различных кружков и секций.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Социальная установка как проблема
социальной психологии. 6
1.1. Понятие социальной установки и аттитюда.
1.2. Негативные и позитивные социальные установки.
1.3. Возможности формирования социальной установки. 28
1.4. Особенности социальной установки в
подростковом возрасте 37
Глава 2. Исследование влияния специальной обучающее -воспитательной программы на социальные установки и личностно-поведенческие особенности подростков 45
2.1. Процедуры и методы исследования 46
2.2. Ход исследования 55
2.3 Результаты исследования 57
2.4. . Обсуждение результатов 64
Выводы 71
Заключение 72
Список литературы 74
Приложение 77
Использованная литература
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. Теоретические ориентации. М., 1978.
- Анохин П. К. Новые данные об особенностях аффектации, «Вопросы: психологии», № 6, 1955.
- Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975.
- Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию/ Пер. с англ. М.А. Ковальчука под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 1999. – 517с.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М., 1979.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М., Воронеж, 1996. - с.274.
- Асмолов А.Г. Ковалъчук М.А. О соотношении понятия установки в общей и социальной психологии //Теоретические и методологические про¬блемы социальной психологии. М., 1977.
- Балиашвили М. С. Формирование социальных установок и активность личности, Тбилиси, 1980.
- Белинская Е.П. ,Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности.: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001. 301с.
- Бессознательное: природа, функции, методы исследования, под общей редакцией Прангишвили А. С., Шерозия А. Е., Бассина Ф. В., т. I, II, III, Тбилиси, 1978.
- Бжалаева И. Т. Установка и поведение. М., 1968
- Бобнева М. И. Социальные нормы как объект психологического исследо-вания//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С. 221-241.
- Богомолова Н.Н. Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации// Мир психологии. , 1999.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. М., 1995
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1969.
- Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. М., 1979
- Божович Л.И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979
- Божович Л. И., Славина Л. С. Случаи неправильных взаимоотношений ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности.— «Вопросы психологии», 1976, № 1.
- Гулевич О. А., Безменова И. К. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением. Реферативный обзор. М, 1999. С. 86-123.
- Дзидзигури Д. К. Эффекты установки и их роль в активности чело¬века, Сб. «Вопросы инженерной и социальной психологии», т. II, 1979.
- Дэвис Дж. Социальная установка // Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. Пер. с англ. М., 1972.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2003
- Запорожец А. В., Венер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г., Восприятие и действие, М., 1967.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб., 2000. – с.46.
- Квинн В. Прикладная психология.- СПб.: Издательство «Питер», 2000 – 560с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
- Крейг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.: ил. – (серия «Мастера психологии»).
- Куков Ю. М. Ценности как детерминанты принятия решений. Социально-психологический подход к проблеме//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
- Левкович В.П. Моральная регуляция поведения и активность личности//Социальная психология личности. М., 1979. С.67.
- Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л., 1983.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998
- Мясищев В.Н. Психология отношений. Воронеж, 1995.
- Надираишвили Л.А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974.
- Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. М., 1972.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528с.:ил.- (серия «Практикум по психологии»).
- Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694с.: ил.
- Практическая психодиагностика. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 2000
- Программа дружины «Руян» «Тверского Спаса» совместно с детским отделом Дворца Культуры ЗАТО Озёрный.
- Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312с.: ил.
- Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Политиздат, 1990. 494с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава Москва Воронеж 1997
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы исследования установки // Психологические исследования. М., 1966.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
- Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования // Психологические проблемы социальной ре¬гуляции поведения. М.. 1976.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1979.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. – М.: МПСН: «Флинта», 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.
- Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подрастковом возрасте// Психология подростка/ Под ред. Ю.И. Фролова. – М.: «Роспед агентство», !997. с.313-320.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения лич¬ности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.