Виды и особенности межличностного общения
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Виды и особенности межличностного общения"
Автор работы: Юлия
Страниц: 27 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Интересным разделом психологии отношений являются межличностные отношения. Межличностные отношения являются неотъемлемой частью психологии мужчин, а также психологии женщин, теории феминизма. Для того чтобы наладить или создать отношения с другими людьми (т.е. создать межличностные отношения) мы прибегаем к использованию различных вещей, которые помогают нам в этом. Примерами таких вещей могут служить: красота, данная нам от природы или созданная при помощи косметики, красивые цветы, которые молодые люди дарят девушкам на свиданиях, для общения с иностранцами мы используем иностранные языки (чаще всего английский язык). В повседневной жизни мы сталкиваемся с межличностными отношениями повсеместно: на отдыхе, в бассейне, на работе, на даче, дома, даже обыкновенная беседа по телефону это уже межличностные отношения и т.д.
В подавляющем числе случаев межличностные отношения людей, обозначаемые как общение, почти всегда оказываются вплетенными в деятельность. Межличностные отношения выступают условием ее выполнения. Так, без общения людей друг с другом не может быть коллективного труда, учения, искусства, игры, функционирования средств массовой информации. При этом вид деятельности, которую общение обслуживает, неизменно налагает свою печать на содержание, форму, течение всего процесса общения, между исполнителями этой деятельности. Межличностные отношения не только необходимый компонент деятельности, осуществление которой предполагает взаимодействие людей, но одновременно обязательное условие нормального функционирования общности людей
Все сказанное выше о межличностных отношениях освещают одну мысль: поскольку межличностные отношения являются одним из основных видов деятельности людей, они не только выявляют наиболее существенные характеристики их как объектов и субъектов общения, но в зависимости от того, как оно протекает, какие требования предъявляет к их познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере и насколько в целом отвечает имеющемуся у каждого из них идеалу общения (межличностных отношений), по разным направлениям воздействуют на дальнейшее формирование их личности и наиболее явственно на такие блоки свойств в ней, в которых находит выражение ее отношение к другим людям и к себе. А изменения, которые в них происходят под влиянием так или иначе (с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника) развертывающегося межличностного отношения (общения), в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, к труду.
1 Межличностное общение
1.1 Виды межличностного общения
В отечественной социальной психологии выделяют три различных вида межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.
Императивное общение - это авторитарная, директивная форма воздействия на партнера по общению с целью достижения контроля за его поведением, принуждение его к определенным действиям. Особен-ность императива в том, что конечная цель общения - принуждение партнера - не завуалирована. В качестве средств оказания влияния с-пользуются приказ, указания, предписания и требования.
Можно назвать группу социальных видов деятельности, в которых использование императивного вида общения вполне оправдано и с целе-вой, и с этической точек зрения. К ним относятся военные уставные от-ношения, отношения "начальник-подчиненный", в сложных и экстре-мальных условиях.
Вместе с тем можно определить и те сферы межличностных отно-шений, где применение императива неуместно и даже неэтично. Прежде всего речь идет об интимно-личностных отношениях, супружеских и детско-родительских. Известно, что с помощью команд, приказов и без-условных запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения каких-либо требований. Однако они не становятся частью внутренних личностных убеждений человека, его интровертной мотивации.
Манипуляция - это распространенная форма межличностного об-щения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает воздействие на партнера с целью достижения своих целей. Коренное же отличие состоит в том, что партнер не информируется об истинных целях общения. Они либо скрываются от него, либо подменя-ются другими.
В отношении манипуляции также можно сказать, что есть области человеческого взаимодействия, где она вполне уместна, а где практиче-ски недопустима. Сферой "разрешенной манипуляции" несомненно яв-ляется бизнес и деловые отношения вообще. Символом такого типа от-ношений давно стала концепция общения Д. Карнеги и его многочис-ленных последователей. Вместе с тем есть опасность переноса таких на-выков овладения средствами манипулятивного воздействия на других людей в сфере деловой и в остальные области человеческих взаимоот-ношений, контроль за собой и своей жизнью.
Сравнение императивного и манипулятивного видов общения по-зволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вме-сте, их можно охарактеризовать как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, как бы игнорируя своего собеседника.
В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть расмотрено диалоговое общение, позволяющее перейти к установке на собеседника. Диалог строится на принципиально других началах, чем монологическое общение. Он возможен лишь в слу-чае соблюдения следующих непреложных правил взаимодействия:
1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям.
3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собствен-ное мнение и собственное решение.
Содержание работы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
1 МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ 4
1.1 Виды межличностного общения 4
1.2 КРИТЕРИИ ВЫБОРА МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ 6
1.3 ТИПЫ ХАРАКТЕРА И ИХ ЧЕРТЫ 9
1.4 СТИЛИ ЭТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 11
2 ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ 12
2.1 КАК ВОСПРИНИМАТЬ КРИТИКУ 17
2.2 ПРИЁМЫ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ 20
2.3 СЛУЖЕБНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЙ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Литература 25
Использованная литература
- Кравченко А.И. Социология: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 536 с.
- Комаров М. С. Введение в социологию. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 1994. 588 с.
- Смелзер Н. Социология: перевод с английского. М.: феникс, 1994. 688 с.
- Тощенко Ж.Т. Социология: учебник для вузов 3 издание, перераб. и доп. М.:. ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 640 с.
- Фролов С.С. Социология, . М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 1997. 567с.
- Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во МГУ, 2000. 142 с.
- Нуркова В. В. Психология учебник. Изд-во ЮРАЙТ, 2005 г., 484 стр.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Изд-во ПЛЮС , 5-е изд. 2001, 312 с.
- http://walw.ru/psih/index.php?42