Ролевые теории
Курсовая по предмету:
"Психология"
Название работы:
"Ролевые теории "
Автор работы: Юлия
Страниц: 50 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Социально-психологическая теория, или теория ролей, является разработкой Джорджа Герберта Мида (1863—1931), американского социолога, философа, ярчайшего представителя Чикагской социологической школы. Актуальной выбранная тема представляется потому, что сегодняшнее соотнесение позиций социологии и психологии не представляется верным, и, в анализе многих ученых России неоднократно звучат мысли о том, что последователи школы Мида, такие, как Э. Гоффман, Г. Блумер, М. Кун и другие, в силу методологической несостоятельности для психологии данной концепции, вынуждены трактовать Мида, но не следовать его концепции в силу ее размытости, неприменимости вне трактовки ролей одного автора, потому что восприятие каждой роли отдельным исследователем будет производиться исходя из его опыта.
Вышесказанное позволяет сформулировать основную гипотезу данной работы: развитие конформности является следствием наличия ролевого конфликта с ближайшим окружением, что формируется в неэффективном видении себя другим, то есть в ролевом поведении в семье это проявится в конфликтах, взаимонепонимании с супругом или подростками-детьми, но внешне будет подавляться путем создания ролевого поведения, соответствующего тому, которое будет одобряться близкими.
Ролевая теория, по мнению ряда российских исследователей, не является теорией, способной полноценно раскрывать формирование личности, но, с другой стороны, ролевая теория описывает и характеризует особое, подстраивающееся к обществу, поведение, в котором реализует себя человек, подвергаемый внешнему давлению даже внутри малой социальной группы.
Стремление личности снизить уровень внешней напряженности может порождать поведенческие стереотипы, которые заменят внешне некомфортные, непригодные в данной ситуации потребности самопрезентации, и человек приспособится к новому, ролевому, бытию.
Объектом исследования является ролевое поведение индивида.
Предмет исследования – представленность и развитие теории ролевого поведения в западной ролевой теории.
Основной целью работы является изучение ролевого поведения согласно западной ролевой теории, изложенной в работах Т. Сарбина, И. Гоффмана, Р. Линтона, Р. Ромметвейта, Н. Гросса. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) изучить концептуальные предпосылки возникновения теории ролей;
2) проанализировать различия трактований ролевой теории в работах Т. Сарбина, И. Гоффмана, Р. Линтона, Р. Ромметвейта, Н. Гросса;
3) рассмотреть для целей исследования феномены «социальная маска» и «ролевая драматизация», как способ снижения психологического дискомфорта индивида
4) практическое исследование ролевого поведения в семье, имеющей детей-подростков на основании предпосылок ролевой теории.
Содержание работы
Введение 3
1. Теоретические социально-психологической теории 6
1.1 Концептуальные предпосылки возникновения теории ролей 6
1.2. Различия трактований ролевой теории в работах Т. Сарбина, И. Гоффмана, Р. Линтона, Р. Ромметвейта, Н. Гросса 12
1.3 «Социальная маска» и «ролевая драматизация» как способ снижения психологического дискомфорта индивида 15
2. Практическое исследование ролевого поведения в семье, имеющей детей-подростков на основании предпосылок ролевой теории 19
2.1 Описание исследования ролевого поведения в семье, имеющей детей-подростков 19
2. 2 Проведение методики ролевого определения пары (РОП) 20
2.3 Выявление отношения каждого из родителей к ребенку по методике «Тест родительского отношения» 26
2.4 Проведение методики «Детско-родительские отношения. Семья глазами подростка» (представление себя другим) 30
2.5 Обсуждение результатов и выводы 36
Заключение 39
Литература 42
Приложения 44
Приложение 1. Тест оценки ролевого поведения 44
Приложение 2. Опросник ДРОП 49
Приложение 3. Тест родительского отношения 51
Использованная литература
- Адлер, А. Наука жить. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства: [пер. с англ.] / А. Ад-лер. – Киев.: Port-Royal, 2007. - С. 57-62.
- Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс,2005
- Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы. - М., 2001.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
- Волков Ю. Г Социология: Учебник / Под. ред. В.И.Добренькова. – М.: ИТК Дашков и К°; Ростов н/Д.: Наука-Пресс, 2007.
- Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии: Учебное пособие для вузов. -5-е изд. - М.: Книжный дом «Университет», 2001. - 216 с., ил.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. И вступ. Ст. А.Д.Ковалёва. – М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. – 304 с.
- Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни / И. Гофман; пер. с англ. А.Д. Ковале-ва. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2004. - С. 45, 47.
- Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая психология СПб.:Питер, 2000 – 397 с.
- Добреньков В. И. Социология: Учебник для студентов вузов. – М.: ИНФРА•М, 2003.
- Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. – С. 84.
- Кравченко А. И. Социология за рубежом. XX век. – М.: Академический Проект 2002 – 277 с.
- Кравченко А. И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 544 с.
- Кули, Ч. Человеческая природа и социальный порядок: [пер. с англ.] / Ч. Кули. - М.: Идея-Пресс,2000. – С.210.
- Лапин Н. И. Общая социология: Учебное пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2006.
- Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. — М., 2009.- 290 с
- Милграм, С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм. - СПб.:Питер, 2000. - C. 29, 39, 161.
- Общая социология. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 2006.
- Общая социология: Учеб. пособие / Под. общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М., 2007.
- Основы психологии семьи и семейного консультирования / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: изд-во Владос-Пресс, 2004.
- Петровский, А.В. Психология в России: 20 век / А.В. Петровский. – М.: УРАО, 2000. – С.65.
- Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р. Бэрон, Н. Керр, Н. Миллер. – СПб.: Питер, 2003. - С. 66-67.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение / Пер. с англ. – СПб., 2001.
- Фролов С. С. Социология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Гардарики, 2006
- Юнг, К. Психология бессознательного: [пер. с нем.] / К. Юнг. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 2008. - С. 158-164.
- Юнг, К. Психология бессознательного: [пер. с нем.] / К. Юнг. – М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 2008. - С. 158-164