Социология девиантного поведения и преступности.
Контрольная по предмету:
"Социология"
Название работы:
"Социология девиантного поведения и преступности."
Автор работы: Ольга
Страниц: 16 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Если условием существования любого социального образования, складывающегося в результате взаимодействия его членов, является его упорядоченность, т. е. хотя бы относительная стабильность такого взаимодействия, его организованность, то неизбежной характеристикой любой социальной системы является также проявление элементов социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в появлении типов поведения, содержание которых отклоняется от социальных норм, характеризующих систему в целом. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присуща любой социальной системе, так же как и ее основа социальная организованность и социальные нормы.
Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют социальные нормы. Это могут быть нормы поведения морального, этического, эстетического характера. Алкоголизм, наркомания, проституция примеры типов поведения, относящихся к видам социальных отклонений в рамках принятых систем социальных оценок. Определенные типы отклоняющегося поведения расцениваются государством в качестве правонарушений, преступлений. Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности. Более того, в любой социальной системе, в обществе любого типа социальные отклонения (преступность в том числе) выполняют определенную социальную функцию. Это функция обеспечить возможность возникновения отклонений от среднего, «нормального» типа, сохранить необходимый уровень открытости социальной системы к неизбежным переменам .
1 Понятие отклоняющегося поведения
1.1 Девиация: негативная и позитивная направленность
Проведенный в предшествующих главах анализ проблем личности, ее социализации и образа жизни позволил увидеть, что индивид далеко не всегда конформен по отношению к обществу и принятым в нем нормам. Часто его установки и модели поведения не соответствуют ни социальным и культурным целям, ни институционализированным средствам, существующим в обществе. Такое поведение принято называть отклоняющимся или девиантным (от лат. deviatio отклонение). Поэтому в самом общем виде под отклоняющимся поведением будем понимать поступки и действия людей (девиантов нарушителей, делинквентов правонарушителей), вступающие в противоречие с утвердившимися в данном обществе нормами и правилами поведения.
Сложился стереотип, в соответствии с которым к девиантам субъектам отклоняющегося поведения относят людей, представляющих общественную опасность, некую угрозу стабильности и социальному порядку. Это не совсем так, точнее, совсем не так. Конечно, социальные отклонения могут проявляться в различных формах, в том числе и в форме преступности, наркомании, алкоголизма. Однако к девиантам с таким же успехом следует относить политических радикалов, художников-новаторов, выдающихся ученых, великих полководцев и государственных деятелей. Их поведение тоже отклоняющееся.
Отечественный исследователь Я.И. Гилинский различает негативное отклоняющееся поведение, наносящее обществу ущерб и препятствующее социальному развитию, и позитивные отклонения, к которым он относит различные формы социального творчества (научного, технического, художественного и др.). В последних новаторство неразрывно связано с преодолением, нарушением существующих норм, типов деятельности.
Проблема заключается не просто в отклонении поведения от существующих норм, а в отношении общества к нему. В этом плане отклонение; может быть социально одобряемым либо осуждаемым. Конечно, люди, обладающие особыми способностями, талантами, благодаря которым они могут возвыситься над другими, и живущие «не так, как все», не должны Становиться объектом общественного осуждения либо порицания (если они, естественно, не допускают существенных отклонений от нравственных либо правовых норм). Совсем другое дело отношение к нарушениям морального и особенно правового характера, которое не может не быть социально осуждающим .
1.2 Противоречивость в понимании социального отклонения
Здесь необходимо привести еще одну интерпретацию отклоняющегося поведения (характерную преимущественно для западной социологии): девиантность определяется как соответствие (или несоответствие) действий социальным ожиданиям. В этом случае часто бывает трудно определить, что является девиацией, а что нет. Скажем, убийство это девиантное поведение? На первый взгляд вопрос звучит риторически. Однако если выясняется, что убийство совершено в целях самообороны или в ходе ведения военных действий, то ответ уже не кажется столь очевидным. Более того, убивший в такой ситуации может считаться героем и быть оправданным не только по закону, но и по «морали». Другими словами, его поведение окажется социально одобренным.
Приведенные суждения свидетельствуют о том, что характеристика девиантного поведения связана с неопределенностью социальных ожиданий. Вопрос часто сводится к тому, что считать отклонением. Будет ли им, к примеру, сквернословие, использование мата (которое, к сожалению, «заполонило» нашу повседневную лексику и нет-нет да и прорывается в печать и на телевидение)? С точки зрения общепринятых норм, да. Более того, примененное по отношению к конкретному человеку, оно может рассматриваться, как его оскорбление и быть обжаловано в установленном порядке. Но есть определенные группы людей (скажем, заключенные в исправительно-трудовом учреждении), в которых использование в разговоре нецензурных слов и выражений является обычным, т.е.соответствующим тем нормам, которые приняты в данной группе. Скорее неупотребление человеком, попавшим в эту среду, «непечатных» выражений будет считаться в ней проявлением отклоняющегося поведения. Подобных примеров неопределенности в понимании отклоняющегося поведения можно приводить достаточно много. Они свидетельствуют о том, что его определение в известной мере проблема конвенции, договоренности, согласия между людьми.
Однако нельзя сводить все понимание девиаций только к чисто релятивистским положениям, к признанию полной относительности в характеристике любого вида поведения. Есть такие действия и поступки, которые всегда (или практически всегда) считаются девиантными. Особенно очевидны они в том случае, если связаны с крайней формой отклоняющегося поведения правонарушениями. К ним, в частности, относится любое преступление, если при этом доказано, что оно является общественно опасным деянием, предусмотренным уголовным законом, виновно (с умыслом или по неосторожности) совершенным вменяемым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности.
Связь между девиантным и делинквентным поведением иногда бывает настолько неопределенна, что отдельные авторы смешивают эти понятия. Так, Н. Смелзер определяет девиацию «как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание нарушителя». Не трудно обнаружить отсутствие в этой дефиниции поощрительных, позитивных санкций, применяемых к социально одобряемым (или, по крайней мере, не осуждаемым) формам отклоняющегося поведения.
Само по себе девиантное поведение, несмотря на то, что оно «отклоняется» от принятых в обществе норм и правил, является совершенно естественным и настолько обычным, насколько естественным и обычным оказывается противоположность этого поведения конформизм. Однако конформистское поведение означает полное принятие норм и правил и подчинение им, девиантное же характеризуется отказом (пассивным либо активным) от некоторых из них.
Отклоняющееся поведение в литературе (особенно отечественной) часто оценивают как однозначно негативное. Вероятно, подобные оценки следует рассматривать как односторонние. Конечно, если такое поведение представляет угрозу стабильности и порядку в обществе, его нужно характеризовать именно так.
Но социальные отклонения выполняют и иную роль в обществе. Они нередко являются источником новых начинаний, основой адаптационных механизмов, связанных с зарождением иных социокультурных явлений и процессов. Всякая культурная норма, прежде чем она принимается обществом как «своя», выступает как антипод господствовавшей ранее, как отклонение от нее, стимулирующее борьбу нового со старым. В качестве иллюстрации к сказанному можно привести выступления диссидентов (инакомыслящих) в СССР в 1960-1970-х гг. (А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын, М.Л. Ростропович и многие другие). Эта форма отклоняющегося поведения предвосхитила перестройку, критику тоталитаризма и отказ от него, свободу слова, гласность и т.д.
Разумеется, не всякая девиация приводит к возникновению прогрессивных культурных норм и моделей поведения. Преступность, наркомания, алкоголизм никогда не создадут для этого основы. Отсюда следует, что наука (в первую очередь социологическая) могла бы фиксировать, анализировать, пропагандировать ростки новых культурных норм и ценностей в тех или иных прогрессивных формах отклоняющегося поведения .
Содержание работы
Введение 3
1 Понятие отклоняющегося поведения 4
1.1 Девиация: негативная и позитивная направленность 4
1.2 Противоречивость в понимании социального отклонения 6
2 Теории отклоняющегося поведения 9
2.1 Биологическая теория 9
2.2 Психологические теории 10
2.3 Социологические теории 11
3 Правонарушения и преступность 12
4 Модернизация, стабильность и политическое насилие 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
Использованная литература
- Дэвид Джери, Джулия Джери Большой социологический словарь, М. Вече АСТ 1999. 543 с.
- Збровский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2004. 592 с.
- Ерофеев С.А. Социологический словарь. Москва, Экономика, 1999 г. 345 с.
- Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. Ред. Академик РАН Г.В. Осипов, действительный член РАЕН Л.Н. Москвичев. М.: Норма, 2005. 912 с.