Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Лингвистика --> Константы: словарь русской культуры

Константы: словарь русской культуры

Москва

Курсовая по предмету:
"Лингвистика"



Название работы:
"Константы: словарь русской культуры"




Автор работы: Юлия
Страниц: 37 шт.



Год:2010

Цена всего:1490 рублей

Цена:2490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

Современная лингвистика рассматривает язык как условие и орудие познания и общения в неразрывной связи с мышлением и культурой его носителей. Вопросы взаимодействия языка, мышления и культуры, природы познания представляют особый интерес для когнитивной лингвистики, главным объектом исследования которой является концепт – лингвоментальное образование, отмеченное национально-культурной спецификой и включающее знания, опыт, ценности, ассоциации, представления и т.д., имеющиеся у человека, относительно того или иного явления действительности. По сути, концепт есть средство и результат интерпретации человеком окружающего мира. Изучение концепта позволяет не только глубже понять природу мышления в целом, но и выявить особенности менталитета носителей различных этнокультур, определяемого в когнитивистике как «совокупность групповых поведенческих и когнитивных стереотипов» . Концепты, имеющиеся в нашем сознании, тесно взаимосвязаны и образуют динамичную концептуальную систему, или концептуальную картину мира, которая оказывает значительное влияние на коммуникативное поведение носителей языка. Концептуальная картина мира, объективированная с помощью языковых единиц, и есть языковая картина мира (ЯКМ). Но, являясь «сложным когнитивным образованием», орудием познания, язык выполняет по отношению к концепту не только репрезентирующую, но и креативную функцию. Таким образом, концепт предстает одновременно как основа и элемент ЯКМ и в качестве такового может быть раскрыт посредством анализа языковых фактов. Концептуальные системы и ЯКМ разных народов имеют как общие черты, так и различия, обусловленные особенностями социального устройства и культурно-исторического развития народа и максимально полно выявляющиеся при сопоставлении.

Данное исследование посвящено сопоставительному анализу концепта «ДЕНЬГИ» в английском и русском языках, выполненному в русле когнитивной лингвистики.

Образ человека реконструируется многогранно, многоаспектно и многофункционально в социологии, физиологии, психологии, лингвистике. Наиболее обширен и интересен внутренний мир человека, чувственная сторона его бытия. Анализ эмоциональных проявлений, отраженных и закрепленных в языковом знаке, является важнейшим и чуть ли не единственным источником культурологической информации об «обыденном сознании» носителей какого-либо естественного языка, об их наивной картине мира, когда исследуются отдельные, характерные для данного языка концепты, своего рода культурные изоглоссы и пучки изоглосс.

В последнее время много внимания притягивает к себе проблема определения концепта «ДЕНЬГИ» в русской и англоязычной языковых картинах мира, которая к концу XX века вызвала повышенный интерес лингвистов, философов, лингвокультурологов, психологов.

Актуальность данной темы заключается в том, что концепт «ДЕНЬГИ» в лингвокультурологии является одним из мало изученных и однозначно определенных, в то время как его значимость и ценность достаточно высоки. Кроме того, концепт «ДЕНЬГИ» мало исследован в сопоставительном плане. Этими обстоятельствами и объясняется выбор темы и объекта исследования.

Целью исследования является сопоставительный анализ концепта «ДЕНЬГИ» в англоязычной и русской картинах мира, что позволит выявить общие и отличительные свойства данного явления в сопоставляемых языках.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Уточнить понятие «концепт»;

2. Выявить сущность концепта «ДЕНЬГИ» в английском и русском языках и проанализировать его составляющие.

3. Определить компоненты концепта «ДЕНЬГИ», сопоставив их в английском и русском языках.

Объектом настоящего исследования является комплексный, широко варьированный концепт «ДЕНЬГИ», описываемый лингвистическими средствами английского и русского языков.

Предметом исследования являются общие для двух языков и специфические структурно-семантические свойства концептуализации понятия «ДЕНЬГИ».

Источниками нашей работы послужили русские и английские толковые, этимологические, переводные и фразеологические словари, тезаурусы, специальные словари, а также словари пословиц и поговорок, которые являются средством объективации концепта «ДЕНЬГИ».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1.1. Когнитивная лингвистика в современной науке о языке

1.2. Понятие концепта, его структура

1.3. Понятие национальной концептосферы

2.1 Лексические единицы, обозначающие концепт «ДЕНЬГИ» в английском и русском языках

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Использованная литература

  1. Агаркова Н.Э. Концепт «деньги» как фрагмент английской языковой картины мира (на материале американского варианта английского языка): автореф. дис. …канд. филол. наук. Иркутск, 2001.
  2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. — 2001. — №1. – С.64
  3. Воркачев С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели // Филологические науки, 2005. - № 4. - С. 76.
  4. Грузберг Л.А. Концепт как культурно-ментально-языковое образование // Изменяющийся языковой мир. Пермь. - 2002. – С. 127 – 130
  5. Кубрякова, Е. С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика, психология, когнитивная наука / Е. С. Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — №4. – С. 34 – 38
  6. Колесов В.В. О логике логоса в сфере ментальности // Мир русского слова. - 2002. - № 2. – С. 51
  7. Левицкий Ю.А. Это голос омара (заметки по поводу когнитивной лингвистики). Лексикология. Терминоведение. Стилистика. - Москва, 2003
  8. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - М.: Восток-Запад АСТ, 2007. – 320 с.
  9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. (Опыт исследования). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 794 с.
  10. Список использованных словарей:
  11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (онлайн версия). http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-19401.htm
  12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Большой толковый словарь русского языка http://ozhegov.info/
  13. Словарь иностранных слов для школьников и студентов. М.: ЛОКИД, 2005. – С. 362
  14. Словарь русских синонимов (онлайн версия) (http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-16601.htm)
  15. Философский словарь http://metromir.ru/voc/phylosofy.php
  16. Ушаков Н.Д. Толковый словарь русского языка (http://dnushakov.ru/slovo1s.php?sl=11503)
  17. Cambridge Advanced Learner\'s Dictionary, 2003 (http://dictionary.cambridge.org/)
  18. Noah Webster’s 1828 American Dictionary (http://www.cbtministries.org/resources/webster1828.htm)
  19. The Compact Oxford English Dictionary of Current English (http://www.askoxford.com/dictionaries/compact_oed/?view=uk)
  20. The Oxford Thesaurus An A-Z Dictionary of Synonyms online (http://www.jiport.com/?sname=ensyn)


Другие похожие работы