Использование метода проектного обучения в учебном предмете "Технология"
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Использование метода проектного обучения в учебном предмете "Технология""
Автор работы: Ольга Гуляева
Страниц: 87 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов формирования творческой личности - созидателя нового общества, способного к самостоятельному поведению и действию, саморазвитию, самопроектированию, к свободному определению себя в профессии, в обществе, в культуре - актуальная задача психологической науки, как никогда обусловленная потребностями общества. В связи с этим наибольшее значение приобретает поиск новых подходов в обучении и воспитании, интегрирующих теоретические и эмпирические исследования всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе.
Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.
Как показывает анализ научно-методической литературы, обучение проектированию в настоящее время является прерогативой средних и высших профессиональных учебных заведений инженерно-технической направленности. Остальные звенья образовательного процесса в этом не задействованы. В то же время, как отмечают известные отечественные ученые (В.В. Рубцов, И.А. Зимняя, Н.Н. Нечаев, В.Ф. Сидоренко и др.), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром, во многом снимающего противоречия технологического этапа современного общественного развития в целом, и образования, в частности. Формирование у школьников основ проектной деятельности, элементов проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы, выражающейся в многочисленных попытках ее совершенствования.
Проблема проектной деятельности школьников в условиях технологического образования рассматривалась со стороны педагогических закономерностей (П.Р. Атутов, П.Н. Андрианов, М.Б. Павлова, В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых, Ю.Л. Хотунцев и др.) и методических особенностей (Г.И. Кругликов, З.В. Литова, А.С. Тихонов и др.). Но в психологическом знании обоснование проектной деятельности школьников, выявление ее психологического содержания не нашло своего отражения.
Таким образом, современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в проектную деятелность, что и определяет актуальность ее исследования.
Центральной проблемой исследования является выявление методологических и теоретических основ проектной деятельности в качестве специфической формы учебной деятельности школьников, что позволяет использовать результаты теоретических и экспериментальных исследований проектной деятельности школьников в реализации целей развивающего обучения, а так же дает возможность воплотить в системе теоретических понятий представления о сущности проектной деятельности школьников не только как средства усвоения знаний, умений, навыков, но и как источника психического развития.
Цель исследования - обосновать в процессе комплексного теоретико-эмпирического исследования психологические основы формирования проектной деятельности в процессе технологического обучения и выявить особенности ее влияния на развитие личности школьников.
Объект исследования - проектная деятельность школьников как структурная единица образовательного процесса.
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Метод проектного обучения 5
1.1. Психолого-педагогические основы проектного обучения 5
1.2. Технология проектного обучения 22
1.3. Готовность младшего школьника к проектному обучению 29
Глава 2. Проектное обучение на уроках "Технологии" в начальной школе 30
2.1. Предмет "Технология" 30
2.2. Система работы по использованию метода проектов 34
2.3. Диагностика 37
Заключение 46
Список литературы 50
Приложения 56
Использованная литература
- Абасов, З.А. Проектирование и планирование в профессионально-педагогической деятельности учителя / З.А. Абасов // Стандарты и мониторинг. 2007. № 4. С. 1016.
- Абашева, О.В. Проектная деятельность на занятиях с детьми дошкольного возраста / О.В. Абашева // Первое сентября: English. 2006. № 23. С. 1316.
- Алисов, Е.А. Сенсорно-экологический подход к проектированию содержания образования / Е.А. Алисов // Наука и школа. 2006. № 5. С. 24.
- Альмурзинова, З.Б. Из опыта реализации метода проектов [Текст] / З.Б. Альмурзинова // Химия в школе. 2008. № 2. С. 2728.
- Анохина, Е. Проектирование урока математики / Е. Анохина // Первое сентября: начальная школа. 2007. № 10. С. 220.
- Бабакова, Т. Опыт реализации межпредметных проектов на уроках информатики / Т. Бабакова // Учитель. 2006. № 5. С. 1014.
- Беспалько, В.П. Проектирование учебного предмета / В.П. Беспалько // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 7688.
- Биржева, М.А. Проектирование в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста / М.А. Биржева // Начальная школа. 2007. № 3. С. 4245.
- Богомолова, О.В. Об организации проектной деятельности учащихся / О.В. Богомолова // Химия в школе. 2008. № 2. С. 2326.
- Борисова Р.Г. Проектная деятельность учащихся в общеобразовательной школе / Р. Г. Борисова // Иностранные языки в школе. 2007. № 8. С. 3135.
- Вербицкий, А.А. Метод проектов как компонент контекстного обучения / А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 7780.
- Винникова, О.Е. Проектное обучение / О.Е. Винникова // Первое сентября: информатика. 2007. № 3. С. 45.
- Газман, О. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: концепция проектирования / О. Газман // Директор школы. 2007. № 3. С. 1017.
- Гирина, Д.С. Компьютер в проектной деятельности / Д.С. Гирина // Школа и производство. 2006. № 7. С. 4372; № 5. С. 6676; № 4. С. 64; 2007. № 2. С. 4958.
- Голованова, Е.А. Проектная деятельность как важное направление в современной школе / Е.А. Голованова // Завуч начальной школы. 2007. № 6. С. 96101.
- Голубева, Л. Технология проектирования системы воспитательной работы в школе / Л. Голубева, Г. Попова // Воспитательная работа в школе. 2006. № 6. С. 7587.
- Грек, Т.Г. Проектное обучение / Т.Г. Грек // Физика в школе. 2006. № 7. С. 3839.
- Губич, Н.А. Элементы проектной деятельности при изучении кулинарии / Н.А. Губич // Школа и производство. 2006. № 8. С. 1618.
- Гугнина, О.В. Метод проектов в воспитании толерантности / О.В. Гугнина // Преподавание истории в школе. 2007. № 3. С. 1824.
- Голубева, Е. Ученическое проектирование: роль учителя / Е. Голубева // Школьное планирование. 2007. № 5. С. 7281.
- Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000.
- Ильин, Г.Л. Проективное образование как способ осмысления развития ребенка / Г.Л. Ильин // Школьные технологии. 2007. № 4. С. 5659.
- Истомина, Т.Л. Дистанционный конкурс детских проектов/ Т.Л. Истомина // Информатика и образование. 2007. № 6. С. 9096.
- Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз Эфрон, 1925.
- Корнетов, Г.Б. Педагогическая среда: потенциал и проектирование / Г.Б. Корнетов // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 2332.
- Кугушева, И.В. Метод проектов в профессиональной ориентации учащихся / И.В. Кугушева // Школа и производство. 2007. № 5. С. 915.
- Кудрявцев, А. Проектирование и управление развитием единой информационной среды школы / А. Кудрявцев // Директор школы. 2007. № 1. С. 1420.
- Курчаткина, И.Е. Проектирование межпредметного интегративнго курса для профильной школы на примере элективного курса Основы предпринимательства / И.Е. Курчаткина // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 7884.
- Лебедев, В.В. Структурирование компетенций перспективное направление в решении проблем образования / В.В. Лебедев // Школьные технологии. 2007. № 2. С. 97103.
- Леонтович, А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты / А.В. Леонтович // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 8998.
- Малкова, И.Ю. Проектирование содержания образования в школе: ценностные и методические основы / И.Ю. Малкова // Наука и школа. 2007. № 1. С. 1517.
- Маслов, П.А. Самореализация младших школьников в проектной деятельности / П.А. Маслов // Начальная школа: плюс до и после. 2007. № 5. С. 7173.
- Матяш, Н.В. Психолого-педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема / Н.В. Матяш, В.В. Фещенко // Школа и производство. 2007. № 7. С. 39.
- Нагель, О.И. О критериях оценки проектной деятельности учащихся / О.И. Нагель // Школа и производство. 2007. № 6. С. 1220.
- Немерещенко, Л.В. О проектировании в образовании / Л.В. Немерещенко, А.Н. Чайка // Завуч. Управление современной школой. 2006. № 5. С. 48.
- Нефедова, Л.А. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении / Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 6166.
- Носова, Н.В. Особенности организации проектной деятельности учащихся на старшей ступени общего образования / Н.В. Носова // Профильная школа. 2007. № 4. С. 5759.
- Обухов, А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении / А.С. Обухов // Школьные технологии. 2006. № 5. С. 8690.ъ
- Овсейчик, О.Н. Положение о проектной деятельности / О.Н. Овсейчик, Е.К. Иванова // Практика административной работы в школе. 2007. № 6. С. 6872.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. М.: 1999. 238с.
- Пасько, Л.И. Исследовательский подход как методологическая основа проектной деятельности / Л.И. Пасько // Наука и школа. 2007. № 7. С. 2729.
- Пахомова, Н.Ю. Освоение учителем технологии проектного обучения / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. 2006. № 6. С. 109114.
- Пентин А.Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели / А.Ю. Пентин // Школьные технологии. 2007. № 5. С. 111114.
- Поличка, А.Е. Реализация инновационного проектирования системы региональной информационной подготовки на примере Хабаровского края / А.Е. Поличка // Информация и образование. 2006. № 12. С. 119121.
- Сасова, И.А. Учебно-метдические комплекты по технологии на основе метода проектов / И.А. Сасова // Школа и производство. 2006. № 8. С. 6279.
- Сергеев, С.В. Проектирование обучающих сред / С.В. Сергеев // Школьные технологии. 2006. № 3. С. 5865.
- Симоненкова Т.Д. Проектная деятельность учащихся /Т.Д. Симоненкова // Завуч. Управление современной школой. 2007. № 8. С. 36.
- Скачкова, Н.В. Педагогическое проектирование в содержании подготовки будущих учителей н реализации профильного обучения / Н.В. Скачкова // Профильная школа. 2007. № 4. С. 4547.
- Старцуева, Ж.Ц. Комплексный подход к организации проектной деятельности при обучении народным ремеслам / Ж.Ц. Старцуева // Школа и производство. 2006. № 8. С. 1821.
- Теремов, А.В. Ученические проекты по урбоэкологии как форма межпредметной интеграции / А.В. Теремов // Биология в школе: Учителю экологии. 2007. №1. С. 712.
- Толмачева, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе / А.А. Толмачева // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 103107.
- Учебно-методическое пособие под редакцией Ябстребцева Е. Н., Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.-М.:2006 г.-160с.
- Чандаева, С.А. Педагогическое проектирование как форма осуществления педагогического творчества / С.А. Чандаева // Наука и школа. 2006. № 4. С. 3438.
- Шихваргер, Ю.Г. Исторические аспекты развития метода проектов / Ю.Г. Шихваргер // Экономика. 2006. № 4. С. 4046.
- Яковлев, В.В. Метод проектов как способ реализации компетентностного подхода в современном учебно-воспитательном процессе / В.В. Яковлев, С.Ф. Пачко // Образование в современной школе. 2008. № 1. С. 1522.
- Яшин, Д.Д. Роль метода проектов в развитии познавательных потребностей учащихся средствами информационных технологий / Д.Д. Яшин // Информатика и образование. 2007. № 1. С. 122123.
- Worterbuch der Erziehung / Hg von Ch. Wulf. Piper Munchen; Zurich, 1974.