Формирование духовности младших школьников
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Формирование духовности младших школьников"
Автор работы: Юлия
Страниц: 89 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Духовность — в самом общем смысле — это совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде совокупности моральных ценностей и традиций, представленные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в искусстве.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. В современном российском обществе сложилась неоднозначная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи.
Все это происходит на фоне пропаганды разврата, жестокости и насилия, агрессивной рекламы алкогольной продукции и табачных изделий. Что ведет к формированию вредных привычек у детей. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, каким бы ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их дальнейшую жизнь. Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Проблема духовного развития подрастающего поколения определена и на государственном уровне. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», государственная политика в области образования основывается на таких принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Содержание работы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ДУХОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. Понятие духовность в онтогенезе личности ребенка 8
1.2. Психологическая характеристика младших школьников 16
1.3 Способы воспитания духовности младших школьников 25
Выводы по первой главе: 40
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 41
2.1 Цели, задачи, методология исследования 41
2.2 Определение уровня духовно-нравственной воспитанности 45
2.3 Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников средствами малого фольклорного жанров и текстов религиозного содержания 47
2.4 Анализ результатов исследования и методические рекомендации по развитию духовности младших школьников 54
Выводы по главе 2: 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
Использованная литература
- БИБЛИОГРАФИЯ
- Авраменко Н. В. Психологическая диагностика в школе – М., 2008
- Аникин В. П. Садовников Д. Н. и его сборник загадок. – В кн.: Загадки русского народа. М., 1959
- Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998
- Беленький М.Г. Подросток в семье и школе, - М.: Олма-пресс, 2003
- Бессонова Т. А. Методы психологической диагностики личности школьника – М., 2008
- Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975
- Болдырев Н. И. Воспитание, - М.: Энциклопедия, 2004
- Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Спб, 1861, т. 1
- Виноградов Г. С. Народная педагогика. – В кн.: Сибирская живая старина. Иркутск. 1926, вып. 2
- Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией М.В. Гамезо М. В.Матюхиной, Т.С. Михальчик – М., 1984
- Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М., 2002
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Москва: Академия, 2000
- Выготский Л. С. Собрание сочинений. М., 1982-84 гг
- Газман О. С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Ростов на Дону, 1993 – с. 17
- Горький М. Собр. соч. В 30-ти т. М., 1955, т.29
- Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. - М.: ИНФРА-М, 2003
- Далгат У. Б. и фольклор: Теоретические аспекты. М.. 1981
- Даль В. И. Пословицы русского народа. М., 1957
- Даль В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. 1
- Добролюбов Н. А. Собр. соч. В 9-ти т. М.- Л., 1961, т.1
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977
- Ермолаев О.Ю. Внимание школьника М.: Знание , 1987
- Закревская О.Н. Поговорим о воспитании, - М.: Инфра-М, 2003
- Кенгэс – Маранда Э. Логика загадок. – В кн.: Паремиологический сборник: Половица загадка (смысл текст). М.. 1978
- Константинов Н.А, Медынский Е.Н. Шабаева М.Ф. История педагогики Просвещение, Москва, 1982 г
- Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева, - М.: Школьная пресса, 2006.
- Кравцов Н. И. Проблемы славянского фольклора. М. .1972
- Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, - М.: Гардарика, 2005
- Максименко А.В. Педагогика, - М.: Гардарика, 2008
- Малые жанры русского фольклора: Хрестоматии: учеб. пособие для филол. спец. вузов/Сост. ВА. Н. Морохин. – 2 изд. испр. и доп. – М., Высш. шк., 1986
- Маркова А.К. Матиас Т.А., Орлова А.Б. Формирование мотивации учения, М. 1990
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970
- Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается/Под ред. Л. И. Новиковой Р. Б., Вендровской, В. А., Караковского. – М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО 1996
- Миллер В. Ф. Лекции оп русской народной словесности (читаны на высших женских курсах в 1910 – 1911 гг.) М. .1911
- Морозова Т.В. Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. программ. -Обзор информ.вып. 5
- Немов Р. Психология. М., 2001
- Победоносцев Г. А.. Совершенствуем систему воспитания. М.: 1989
- Поляков С. Д. Технологии воспитания. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000
- Потебня А. А. Задонщина. – В кн.: Слово о полку Игореве. Харьков, 1914
- Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М., 2000
- Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981
- Рыбникова М. А. Загадки. М. – Л., 1932
- Семенов В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды. - М.: ЮНИТИ, 2001
- Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. Методическое пособие для классного руководителя. –М.: Центр «Педагогический поиск», 2000
- Соколов Ю. М. Русский фольклор. М., 1938
- Средообразовательный процесс и становлене лчности/Материалы Международнеой научно-практической конференции 20-21.11.2003 г - Калининград, 2003 - с. 198
- Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», - М.: Олма-пресс, 200
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2
- Ханжин Е.В., Карпова Т.П., Ерофеева Н.П. Основы социальной работы. – М.: Изд. центр ″Академия″, 2001 - с. 27
- Шацкий С.Т. Педагогика воспитания, - М.: Олма-пресс, 2001
- Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, - Мн.: Аверсэв, 2002
- Ярикова Р.А. Социальная психология, - М.: Олма-пресс, 2006