Педагогика
Реферат по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Педагогика"
Автор работы: Ольга
Страниц: 38 шт.
Год:2001
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития общества, его производительных сил и производственных отношений; история – как частный момент истории классовой борьбы и классовой политики; психология – в связи с изучением становления личности развивающегося человека. Самостоятельность любой науки определяется, прежде всего, наличием особого, собственного предмета исследования, наличием такого предмета, который специально не исследуется никакой другой научной дисциплиной.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Изучение всякой науки начинается с уяснения таких вопросов: как воз-никла и развивалась эта наука и какие специфические проблемы она исследует?
В самом деле, каждая наука имеет свою историю и достаточно определённый асект природных или общественных явлений, изучением которых она занимается, и знание которых имеет большое значение для осмысления её теоретических основ.
Без этого оно не могло развиваться. Поэтому растёт количество образовательно-воспитательных учреждений, расширяется сеть народных школ, дающих необходимую подготовку детям, открываются специальные учебные заведения по подготовке учителей и начинает преподаваться педагогика как особая научная дисциплина. Всё это давало большой толчок развитию педагогической теории.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
1. Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
2. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития; она подразделяется на предлых (профессионально-технического, высшего образования и др.);
3. Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
4. Частная методика, исследующая специфику применения общихзакономерностей обучения к преподаванию определённого предмета (иностранного языка, математики, биологии, физики, химии и др.);
5. История педагогики, изучающая развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи.
Содержание работы
Содержание 2
Методологический раздел педагогики 3
Педагогика как наука 3
История возникновения педагогики 4
Связь педагогики с другими науками 6
Принципы педагогики, и ее функции 8
Предмет и задачи педагогики 10
Семейная педагогика 11
Дидактика (теория обучения) 17
Содержание и форма дидактики 17
Основные методы и формы обучения 18
Инновационные методики - Шаталов Виктор Федорович 19
Теория воспитания 28
Основные направления теории воспитания и их содержание 28
Специфика принципов воспитания 28
Личность как объект и субъект воспитательного процесса 29
Методы воспитания 32
Взаимодействие коллектива и личности 32
Особенности самовоспитания школьников 34
Литература: 38
Использованная литература
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения -М.,1986.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников, Мн., Нар. асвета, 1990
- Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976. – 352 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. – М.: Педагогика. 1979.
- Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. – М.: Педагогика. 1980.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика. 1987.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика. 1989.
- Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований. – Минск: Изд-во Университетское, 1990
- Харламов и. Ф. Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990. – 576 с.