Проблемы формирования ключевых компетенций школьника
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Проблемы формирования ключевых компетенций школьника "
Автор работы: Юлия
Страниц: 26 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В условиях демократизации общества и динамичного развития экономики, роста конкуренции, сокращения неквалифицированного и малоквалифицированного труда происходит становление новой парадигмы образования, которая должна соответствовать современным требованиям экономической системы в целом. На смену технократической парадигме образования приходит гуманистическая личностно ориентированная. Ряд исследователей (А.А.Вербицкий, Б.С.Гершунский и др.) отмечает, что новый этап развития российской системы образования характеризуется изменением представлений о личности учащегося, выступающей в качестве системообразующего начала образовательного процесса. И, в контексте социальных качеств, востребованными становятся субъектные свойства, определяющие ее самостоятельность, независимость, способность к саморегуляции и рефлексии.
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать «новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.
В настоящее время еще не сложилось однозначного определения ключевых компетенций. Не только научные исследования, но и документы, определяющие стратегию развития образования, дают различную трактовку данных понятий.
Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы с 1992 года на официальном уровне. Проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике, так и в отечественной.
Неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих ключевые компетенции.
Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью этой проблемы.
Актуальность данного исследования определяется, как сказано в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе», тем, что России на современном этапе нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание, а повсеместное введение ключевых компетенций в образовательный процесс помогут преодолеть ситуацию, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и .неэффективностью традиционно используемых форм и методов организации процесса обучения. Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Проблемы формирования ключевых компетенций школьника».
Содержание работы
Введение 3
1. Ключевые компетенции и компетентностный подход в образовании 6
1.1 Определение компетентности и компетенции 6
1.2 Ключевые компетенции 8
1.3 Компетентностный подход в образовании 12
2 Формирование ключевых компетенций 14
2.1 этапы формирования ключевых компетенций 14
2.2 Проблемы формирования ключевых компетенций школьника 16
Заключение 20
Список использованной литературы 23
Использованная литература
- Акулова О.В, Как написать квалификационную работу по педагогике/ Акулова О.В, Списарева, 2001 \'
- Валеев Г.Х. Организация педагогического исследования.-М.:Педагогика, 1999
- Васильева, Л. Диагностика в оценке формирования информационно- функциональной компетентности учеников 5-9 классов / Л. Васильева// Педагогическая диагностика.- 2008.-№5.-С.66-75
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:Проспект, 2006.-207с.
- Воронцов, А.Б. Новая модель мониторинга ключевых компетенций в начальной школе / А.Б. Воронцов // Оценка качества образования.- 2008.- №6.-С.46-53
- Запольская И.А. Деловая игра как способ развития ключевых компетенций учащихся//Информатика и образование.-2008.-№2.-С.35-47
- Иванов, Д. Коммуникативная компетентность. Оценка ключевых компетенций в учебном процессе / Д. Иванов // Школьное планирование.- 2008.- №5.-С.75-76
- Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения // Химия в школе.- 2008.- №10.-С. 15-21
- Лебедев В.В. Структурирование компетенций – перспективное направление в решении проблем образования//Школьные технологии.-2007.-№2.-С.97-103
- Мясников В. Компетенции и педагогические измерения// Народное образование.-2008.-№9.-С.147-151
- Прутченков А.С. Ключевые компетенции в экологическом образовании//Школьные технологии.-2008.-№6.-С.46-54
- Развитие ключевых компетенций студентов педагогического колледжа в преподавании истории на основе компьютерной технологии обучения//Методист.-2008.-№8.-С.45-48
- Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности/Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой.-М.: Академия, 2008.-255с.
- Фишман И.С. Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся//Методист.-2007.-№4.-С.11-16
- Хасанова И.И. Развитие ключевых компетенций учащихся на основе социально-профессиональных ценностей//Профессиональное образование.-2008.-№1.-С.14-15
- Хуторской А.М. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.- Народное образование. -2003. -№2