Методика обучения слыбослышаших детей литературе.
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Методика обучения слыбослышаших детей литературе."
Автор работы: Ольга
Страниц: 32 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса является нравственное воспитание школьника. Эта область социально-практического приложения этики содержит в себе ряд задач, решение которых приобретает особую актуальность в современном социалистическом обществе. Вместе с тем анализ существующей литературы показывает, что теоретически и практически вопросы нравственного развития лиц с дефектами слуха, несмотря на свою актуальность, разработаны еще недостаточно.
Однако для глухих учеников, речь и мышление которых отличаются определенным своеобразием, изучение литературы представляет значительную сложность. Вербальная основа литературы предъявляет повышенные требования к уровню сформированности словесной речи. Поэтому естественно предположить, что понимание художественной литературы неслышащими учащимися характеризуется некоторой спецификой и знание этой специфики поможет найти наиболее рациональные приемы преподавания литературы в школе для глухих. [7]
Актуальность темы исследования определяется исключительным значением чтения в жизни и развитии слепоглухого человека. Чтение позволяет раздвинуть чрезвычайно узкие рамки личного опыта, восполнить дефицит общения, благодаря чтению обогащается словарь и грамматический строй словесной речи, усваивается нравственные норны и образцы поведения, формируется характер, развивается личность слепоглухого человека.
В становлении морального облика личности учствует широкий круг внешних воздействий, среди которых существенное значение имеют произведения искусства, и в первую очередь художественная литература. Среди других видов искусства она занимает центральное место по силе влияния на формирование нравственных ценностей личности (П.М. Якобсон, Н.И. Загоренко, В.А. Просецкий и др.). [4]
В процессе обучения и развития ребенка меняется его понятийное мышление. Растет число новых понятий, более точным становится соотнесение слова и отраженного в нем объекта. Развитие аналитико-синтетической деятельности позволяет глухому ребенку постепенно перейти от наглядно-ситуационных обобщений к обобщениям более высокого уровня, функционирующим сначала на уровне представлений, а затем понятий (Л.В Занков, Д.М. Маянц, Т.В. Розанова). Однако, отмечая в целом поступательный характер развития понятийного мышления глухого школьника, исследователи указывают на замедленность и своеобразие этого развития. [6, c. 38]
Причина этих трудностей кроется в недоразвитии речи глухих, в особенностях овладения ими системой языковых обозначений. В этой связи имеются основания полагать, что этические понятия, как существенный компонент понятийного аппарата, также обладают у глухих своей спецификой, требующей специального психологического изучения. Такова гипотеза предлагаемой работы.
Таким образом, целью данной работы будет выявление психологических условий возникновения и развития понимания текстов у слабослышащих учащихся на разных ступенях обучения.
Поставленная цель определила задачи работы:
Анализ основных особенностей образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.
Изучение основных методик преподавания литературы в школе для слабослышащих детей.
Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса в школе для слабослышащих детей.
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушениями слуха.
Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, малыш знакомится с окружающим миром, овладевает сложным познанием действительности, усваивает значения многих слов. С помощью слуха он может контролировать собственную речь и сравнивать с речью окружающих - так он усваивает не только правильное звукопроизношение, но и лексико-грамматические средства языка. В дальнейшем сохранный физический слух является необходимым условием для овладения чтением и письмом.
Медицинские исследования причин нарушения слуха указывают на инфекционные заболевания, токсические поражения, сосудистые расстройства, механические, акустические или контузионные травмы и т.д. Глухота и тугоухость могут быть наследственными, врожденными и приобретенными. [2, c .97]
В настоящее время определить состояние слуховой функции можно уже на ранних этапах развития. Место и степень поражения слуха определяются при помощи аудиометрии тональной (с применением аппаратуры), речевой для первичной проверки слуха.
В нашей стране наибольшее распространение получила классификация нарушений слуха у детей, предложенная Л.В.Нейманом. Диагноз «глухота» ставится при потере слуха до 75-80 Децибелл. Устанавливается три степени тугоухости в зависимости от среднего арифметического потери слуха в области речевого диапазона частот (500, 1000, 2000, 4000)
По классификации Л.В. Неймана (1961):
слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 герц, могут быть отнесены к одной из следуюших степеней тугоухости:
I степень - не превышает 50 дБ;
II степень - от 50 до 70 дБ;
III степень - более 70 дБ;
глухие дети, в зависимости от объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:
I группа 125-250 Гц;
II группа - 125-500 Гц;
III группа 125-1000 Гц;
IV - 125-2000Гц и выше.
Условная граница между тугоухостью и глухотой - 85 дБ. По международной классификации (1988) в зависимости от средней потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000 Гц выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
I степень - 26-40 дБ;
II степень - 41-55 дБ;
III степень - 56-70 дБ;
IV степень - 71-90 дБ;
глухота - более 90 дБ. [2, c. 98-99]
Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи у ушной раковины. При этом человек может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота бывает врожденная и приобретенная. ети с приобретенной глухотой - это рано оглохшие (ранняя глухота), безречевые дети, а также поздно оглохшие, у которых речь сформирована в той или иной степени.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет специфические нарушения.
Тугоухие - это слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи и слабослышащие дети с достаточно развитой речью. [8, c. 61]
Рахиль Марковна Боскис разработала научное обоснование психолого-педагогической классификации с учетом: а) степени поражения слуховой функции; б) уровня развития речи при данной степени поражения слуха; в) времени возникновения нарушения слуха.
Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы:
глухие без речи (ранооглохшие);
глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);
слабослышащие с развитой речью;
слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. [17, c .63]
Речь слабослышащих детей находится в зависимости от степени и от времени снижения слуха. Если нарушение слуха произошло до 3 лет, то речь самостоятельно не развивается. Если слух нарушен послё 3 лет, то у ребенка сохранится фразовая речь, но будут отклонения в словаре, грамматическом строе речи и звукопроизношении. Если слух нарушен в школьном возрасте, то ребенок будет владеть фразовой речью, но будут ошибки оглушения звонких согласных и при произношении слов сложной слоговой структуры. Уровень развития речи также зависит от условий воспитания, от начала коррекционной работы: чем раньше предприняты коррекционные мероприятия, тем успешнее развивается речь.
Речь слабослышащего ребенка имеет свои особенности, характеризуется неразборчивостью, глухостью, замедленным темпом. Слабослышащий ребенок, потерявший речь в раннем возрасте, имеет недоразвитие всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики).
Письменная речь отражает все дефекты устной речи слабослышащего. Помимо специфического нарушения речи у детей с нарушениями слуха встречаются и другие речевые нарушения, например ринолалия.
При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости звучания речи на занятии - это помогает активизировать и ослабленный слух. При тяжелых степенях снжения слуха детей приучают считывать с губ, используют тактильно-вибрационную чувствительность, на занятиях используют и подключают остаточный слух.
По наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии детей с нарушенным слухом можно отнести к одной из следующих групп:
- дети, не имеющие дополнительных отклонений в развитии;
- дети, имеющие дополнительные отклонения в развитии (одно или в сочетании): нарушение интеллекта, зрения, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы. [2, c. 99]
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика образовательного процесса
в школе для слабослышащих детей. 5
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика
детей с нарушениями слуха. 5
1.2 Содержание педагогической работы с дошкольниками с нарушениями слуха. 9
1.3 Организация коррекционного обучения и воспитания
в специальных школах для детей с нарушениями слуха. 12
Глава 2. Основные направления методической работы
по обучению слабослышащих школьников литературе. 18
2.1. Основные принципы обучения литературе
слабослышащих школьников. 18
2.2. Литературное развитие в структуре
целостного развития слабослышащего школьника. 22
2.3. Роль художественной литературы и ее значение
для успешного обучения литературе слабослышащих
школьников. 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Использованная литература
- Список использованной литературы
- Бахтин М.М. Эстетика литературного творчества. М., 1979.
- Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студентов педвузов. М., 2008.
- Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т.Т.3. М., 1983.
- Гончарова Е. Л. Особенности понимания текстов слепоглухими учащимися. // http://childpsy.ru/areferats/%C3%EE%ED%F7% E0%F0%EE%E2%E0_%C5_ %CB_4_1982.htm
- Гончарова Е. Л. Подготовка детей с нарушениями зрения и слуха к восприятию художественной литературы: традиции и инновации // Дефектология, 2000, № 2.
- Гончарова Е.Л. , Акшонина А.Я., Васина Г.В. Прочитай, подумай, ответь. Учебное пособие для слабовидящих глухих детей. М., 1993.
- Егоров В. В. Особенности понимания глухими учащимися нравственных сторон литературно-художественного образа. // http://childpsy.ru/areferats/%C5%E3%EE%F0%EE%E2_%C2_%C2_4_1976.htm
- Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.
- Ильина С.Ю. Уроки чтения в 4 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. СПб.:, 2006.
- Красильникова О.А. Литературное развитие слабослышащих школьников в системе начального обучения. СПб., 2006.
- Кутумова Н.Б., Нефёдов П.В. О проблемах обучения слабослышащих и глухих детей. // www.rae.ru/fs/raefs/2004/03/Kutumova.pdf
- Ланин Б.. Методика преподавания литературы: учеб. хрестоматия-практикум. М., 2007.
- Любимов М. Л. Особенности восприятия и воспроизведения текста слабослышащими школьниками // http://www.childpsy.ru/ areferats/%CB%FE%E1%E8%EC%EE%E2_%CC_%CB_6_2003.htm
- Маташина О.В. Развитие творческих способностей учащихся с нарушениями слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
- Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
- Разумова О.Ю. К проблеме интегрированного обучения детей с нарушением слуха. // http://www.pomorsu.ru/elibrary/pedagog/conf5_2000/R85.html
- Шишкова М.И. Практико-ориентированная методика развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников на уроках литературного чтения // Коррекционная педагогика. 2005, № 3.