Модель орфографической зоркости.
Дипломная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Модель орфографической зоркости."
Автор работы: Сергей Пашков
Страниц: 67 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Стратегия президента и закон об образовании определяет стратегические направления для создания необходимых условий для получения образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики.
Приоритетными задачами системы образования являются:
1) создание условий для освоения образовательных программ;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формироание прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
4) формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
5) приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;
6) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация и децентрализация управления образованием;
7) внедрение новых технологий обучения, информатизация образования, выход на международные глобальные коммуникационные сети;
8) подготовка квалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, переподготовка и повышение их квалификации;
9) переобучение и переподготовка высвобождаемых работников и незанятого населения;
10) содействие эффективному развитию разнообразных и полифункциональных организаций образования.
Создание эффективной системы образования, позволяющей обеспечивать потребности экономики в высококвалифицированных специалистах, а также способствующей нравственному оздоровлению общества.
Из выше сказанного и будет являться актуальностью темы дипломной работы, которая направлена именно на эффективность образования и обучения на самого младшего уровня общества.
Формирование всесторонне развитой личности ориентир в работе школы. Перед учителем стоит задача поиск новых способов интенсификации обучения, повышение его качества и процента обученности. В настоящее время общеобразовательная школа ищет наиболее результативные методы обучения и воспитания.
Учителям начальных классов отводится немаловажная роль в подготовке младших школьников к усвоению русского языка. Чем раньше учащиеся приобщаются к языковой культуре, тем прочнее и успешнее уваивают весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для умелого использования родного языка.
Язык важнейшее средство человеческого общения. Без него невозможно существование современного общества, невозможна его деятельность. Роль языка как средства общения непрерывно возрастает, этим и объясняется необходимость глубокого изучения родного языка в школе.
Умения и навыки в области родного языка (речь-говорение, восприятие речи аудирование, чтение, письмо) являются средством учебного труда учащихся. Иными словами, дети, овладевая умением учиться, должны в первую очередь изучать свой родной язык ключ к познанию и образованности, к подлинному развитию ума. Без языка невозможно полноценное участи человека в жизни современного общества, в современном производстве, в развитии культуры, искусства (16 5).
Русская начальная школа накопила богатый опыт обучения русскому языку, нашедший отражение в трудах К.Д. Ушинского, Д.И. Тихомирова, Д.Н. Богоявленского, М.Л. Закоружникова и многих других.
Обучение русскому языку своим конечным результатом имеет формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
Для изучения в начальных классах отобраны знания, которые являются базовыми для сознательного владения языком и формирования графических и орфографических навыков. Младшие школьники, начиная с 1 класса, на разных уровнях изучают три части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; во 2 классе предлог, в 3 классе знакомятся с местоимениями и наречиями. С учетом значимости для сознательного владения языком синтаксических знаний включены в программу знания о предложении как единице речи, о связи слов в предложении. Знания о морфемном составе слова представлены в объеме, необходимом для того, чтобы младшие школьники могли осознать существенные признаки каждой морфемы, их роль и взаимодействие в слове.
Учебные пособия по русскому языку предполагают ряд упражнений по морфемному составу предлогам, но учитывая сложность этой темы для младших школьников, мы обратились к теме: «Применение модели для повышения орфографичской зоркости».
Была поставлена цель показать наиболее эффективные приемы работы, которые бы способствовали лучшему усвоению материала младшими школьниками.
Задачи исследования
1) Теоретические основы орфографии
2) Разработка и применение модели для повышения орфографической зоркости
3) Экспериментальная работа с применением моделирования для повышения орфографической зоркости
Объект дипломной работы модель орфографической зоркости
Предметом дипломной работы является применение модели в начальных классах для повышения орфографической зоркости.
Научная новизна заключается в использовании разработанной модели и показатели эффективности при использовании младшими школьниками на уроках русского языка и литературного чтения.
Практическая значимость дипломной работы заключается в эффективности разработанной модели для повышения орфографической зоркости у младших школьников.
Гипотеза исследования заключается: дети учаться анализировать данные, видеть взаимосвязь между искомым и данным, структурировать ход решения и ставить перед собой цель.
В процессе работы над темой мы пользовались следующими методами: Изучение литературы по теме. Изучение и обобщение опыта работы передовых учителей страны. Наблюдение за ходом уроков различных учителей. Эксперимент.
Структура дипломной работы: введение; теоретическая, аналитическая и практическая глава; заключение; список использованной литературы. В дипломной работе 65 листов, 12 таблиц, 41 источник литературы.
Использовалась литература стран СНГ, а также нормативно-правовые акты Республики Казахстан, при этом использовался мировой опыт и казахстанская практика.
Экспериментальная работа проводилась в 2004-2006 гг. во II,III классах СШ №17 г. Петропавловска, с помощью группы профессиональных педагогов.
Содержание работы
Введение 2
1. Теоретические основы орфографии 4
1.1 Понятия орфографии и правописания в современной школе 4
1.2 Выработка орфографической зоркости грамотного письма 9
1.3Проверочные работы как средство развития орфографической зоркости учащихся 14
1.4 Понятие и обучение детей моделированию 26
2. Разработка и применение модели для повышения орфографической зоркости 29
2.1 Область задач 29
2.2 Алгоритм использования моделей различных видов на уроках русского языка в начальной школе 31
2.3. Применение моделирования при изучении орфографической зоркости в начальной школе 38
3. Экспериментальная работа с применением моделирования для повышения орфографической зоркости 51
Заключение 59
Список использованной литературы 60
Использованная литература
- Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,2003.
- Анохина Т.А. Учебник как средство систематизаций знаний учащихся. Автореферат, М.,2005.
- Бабаев М.А. Роль беседы в активизации учащихся в начальных классах в процессе обучения. Баку, 2002.
- Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 2002.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, 2-е изд. перераб и доп. М., 2006. с.250.
- Бучкина Б.З. «Правила русской орфографии и пунктуации», 2006 г. и орфографическая практика//ИАНОЛЯ. 2004 т. 33 №1
- Байзакова Е.М. Развитие методов обучения в истории начальной школы Казахстана. Автореферат. А., 2005.
- 8 Баранова С.П., Сластенина В.А. Педагогика. М., 2006.
- 9 Брызгалова С.И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников. Автореферат. М., 2006
- 10 Галагузова М.А. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся. Начальная школа. № 7, 2007.
- 11 Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Издательство МГУ, 2005.
- 12 Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. М.1947: 4-е изд. М., 2004г.
- 13 Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. 12-е изд. М.2003. с. 35
- 14 Голант Е.Я. Методы обучения в современной школе. М., 2007.
- 15 Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 2007.
- 16 Дзюба М.Т. Воспитывающие значение беседы как учебного метода. Автореферат, А., 2003.
- 17 Занков Л.В. Дидактика и жизн. М., Просвещение, 2002.
- 18 Ильина Т.А. Педагогика. М., 2004.
- 19 Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средство трудового воспитания младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. А., 2006.
- 20 Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3. 1999. с. 556-557
- 21 Лемберг Р.Г. Методы обучения в школе. А., 2004.
- 22 Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения. Советская педагогика. М., 2003.
- 23 Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 2001.
- 24 Лордкипанидзе Д.О. Принципы организации и методы обучения. М., 2007.
- 25 Луначарский А.В. Учитель, учись. Учительская газета.№1, 2004.
- 26 Лында А.С. Методика обучения. М., Просвещение, 2007.
- 27 Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. Книга для учителя из опыта работы. М., Просвещение, 2004.
- 28 Онищук В.А. Урок в современной школе. М., 2006.
- 29 Оралбекова Т.Ш., ДюйсебаеваК.С. Учебник для 3класса общеобразовательной школы. А., Атамура, 2007.
- 30 Оралбекова Т.Ш. Методическое руководство. Пособие для учителей. А., Атамура, 2004.
- 31 Основные дидактики /Под ред. Есипова Б.П. М.,2007.
- 32 Петров Л.В. Сказка о сгибании бумаги. Начальная школа. №6, 2006.
- 33 Попова В.В. Из опыта проведения уроки обучения.
- 34 И.Д.Зверева, Э.И.Моносзона. М., 2000.
- 35 Рожнев Я.А. Примерное планирование уроков. Начальная школа № 1, № 7, 1999. с.36, с.52.
- 36 Рубинштейн с.л. Основы общей психологии. М., Учпедгиз, 2000. с. 5006
- 37 Сабиров Т.С. Наблюдение как метод учебно - воспитательной работы в школе. М., 2006
- 38 Савенкова А.И. Аппликация из бумаги. Начальная школа. №7, 2007.с.51
- 39 Сатканов О.С. Программы начальной школы. (1-2класс). А., Рауан, 2004.
- 40 Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 2006.
- 41 Сорокин Н.А. Дидактика. М., 2004.