Интеллектуальная готовность к школе
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Интеллектуальная готовность к школе"
Автор работы: Юлия
Страниц: 36 шт.
Год:2012
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема интеллектуальной готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Значение данной проблемы возрастает с переходом к обучению в школе детей шестилетнего возраста. Знание особенностей психического развития и психологической готовности к школе и шести- и семилетних детей позволит конкретизировать задачи учебно-воспитательной работы с детьми данного возраста, обеспечить прочную базу для дальнейшего успешного обучения в школе.
Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника - учебой, это требует от детей напряженного умственного труда, активизации мыслительных способностей и познавательной деятельности.
В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребенком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребенок должен:
1) научится различать разные стороны действительности, уметь видеть в предметах отдельные его стороны, которые составляют содержание отдельного предмета науки;
2) Для усвоения основ научного мышления, ребенку необходимо понять, что его собственная точка зрения на вещи не может быть абсолютной и единственной (критичность мышления).
Ж. Пиаже выделил феномены, характеризующие мышление 6-7 лет. Первый феномен состоит в том, что мышление дошкольника характеризуется отсутствием представления об инвариантности, которое обусловлено глобальным представлением ребенка о предмете. Другим феноменом, описанным Пиаже, является феномен эгоцентризма (центрации), который означает неспособность ребенка встать на точку зрения науки, общества. Исчезновение этих феноменов, овладение средствами и эталонами познавательной деятельности и переход от эгоцентризма к центрации (когда ребенок научается видеть мир не только со своей точки зрения) обеспечивает успешный переход ребенка к школьному обучению.
Теоретические и экспериментальные исследования (Л.И.Божович, Л.А.Венгер, О.П. Гаврилушкина, Е.Е.Кравцова, В.С. Мухина, Н.Д.Соколова, Д.Б.Эльконин, .Б.Гуцалюк, А.И.Дьяченко, В.М.Колюцький, Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, И.Ю.Кулагина и др.) выявили зависимость школьной успеваемости от уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
Таким образом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает умение им учиться, воспринимать, понимать, запоминать, воспроизводить материал, осуществлять мыслительные операции с реальными и воображаемыми предметами и т.д. В этой связи встает вопрос познавательного развития детей 6 лет, поступающих в школу, и которые не всегда готовы к школьному обучению.
Объектом курсовой работы являются особенности интеллектуальной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Предметом курсовой работы является процесс поступление детей в школу с 6,5 лет и их интеллектуальная готовность к школе.
Цель работы состоит в раскрытии особенностей развития интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Исходя из предмета, объекта и цели, мы выделяем следующие задачи:
- Исследовать теоретико-методологическую базу проблемы, обобщить опыт психологов по изучению готовности детей к школе;
Содержание работы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение интеллектуальной готовности детей к обучению в школе 6
1. Сущность и основные подходы в определении психологической готовности дошкольника к школьному обучению 6
2. Влияние интеллекта на образовательный процесс 8
Глава 2. Особенности развития интеллектуальной готовности к обучению в школе детей седьмого года жизни 11
1. Интеллектуальный компонент в готовности ребенка к школе 11
2. Результаты исследования интеллектуальной готовности детей 6-7 лет 21
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение А 29
Приложение Б 31
Приложение В 34
Использованная литература
- Адаптация ребенка к школе / С. Максименко. - М.: Микрос-СВС, 2003 - 111 с.
- Бадулина О.И. К проблеме преемственности дошкольного и начального образования / / Начальная школа. 2002. - 1. - С.101-104.
- Вальдамирова, А.П. Эмоциональная сфера дошкольника и ее коррекция / / Образование Донбасса. - 2003. - № 4. - С.61-66.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 1981. - 256 с.
- Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Л.Н. Прокошенко. - М.: Знание, 2005. - 368 с.
- Готовность ребенка к обучению/ С.Максименко – М.:Микрос-СВС,2003 -112с.
- Гуськова Т.В. Психологический анализ симптоматики кризиса 7 лет / / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - 2004. - № 1. - С. 32 - 37.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
- Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М.: Просвещение, 1981. - 127 с.
- Кононко А.Л. Социально-эмоциональное развитие личности. - М., 1998.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
- Кулачивська С.Е., Ладывир С.А. Я - дошкольник. Возрастные и индивидуальные аспекты психологического развития. - К.: Нора-Принт, 2005. - 108 с.
- Оклендер В. Окна в мир ребенка. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997.
- Практическая психология образования/ И.В.Дубровина (ред.) – М.,:ТЦ «Сфера»,2006 – 526с.
- Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Педагогика, 1978. - 160 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
- Урунтаева Г.А., Афонькин Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Педагогика, 2004. - 216 с.