Сказка, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Сказка, как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста"
Автор работы: Юлия
Страниц: 31 шт.
Год:2009
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В современной педагогике и психологии сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Мы, наконец, перестаем гнаться за буйным микки-маусами, электронными Фирби и обращаемся к более \"человекоподобным\" и по-настоящему сказочным \"Ежику в тумане\", \"Королю-Льву\" и др. Сказка возвращается в культуру и это, на мой взгляд не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом.
Формирование математических представлений и понятий происходит на занятиях по математике, развитию речи, изобразительной и конструктивной деятельности, во время физкультурных и музыкальных занятий.
Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (\"Два жадных медвежонка\", \"Волк и семеро козлят\", \"Цветик-семицветик\" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.
Проблема этой темы, на наш взгляд состоит: в определении и создании условий способствующих успешному использованию сказки как средства формирования математических представлений о числе у дошкольников.
Исходя из названной выше проблемы, мы определяем объект, предмет и гипотезу исследования.
Объект исследования - математические представления детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - сказка как средство формирования математических представлений дошкольников.
Содержание работы
Оглавление
Введение 2
Глава 1 Теоретическое обоснование использования сказки в обучении математике детей дошкольного возраста 5
1.1 Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста 5
1.2 Использование сказки в процессе формирования математических представлений у дошкольников 8
Глава 2 Практическое формирование математических представлений дошкольников 12
2.1 Особенности математических представлений у дошкольников 4 года жизни 12
2.2 Содержание и методика использования сказок как средства математического развития детей дошкольного возраста 16
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 19
Заключение 24
Литература 25
Приложение 1 Фрагмент занятия по развитию элементарных математических представлений в младшей группе 27
Приложение 2 График темпа прироста показателей по формированию элементарных математических представлений у детей контрольной и экспериментальной групп. 29
Приложение 3 Результаты исследований математических представлений у детей 4 года жизни по всем параметрам до эксперимента 30
Приложение 4 Результаты исследований математических представлений у детей 4 года жизни по всем параметрам после эксперимента 31
Использованная литература
- Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С.76-81
- Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1.
- Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академ А, 1997.
- Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред.Л.Г. Нисканен. М.: Издательский центр Академия, 2002. 208с.
- Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях / Сост. В.В. Данилова. - М.: Педагогика, 1987.
- Михайлова, З.А. Игровые занимательные задания для дошкольников / З.А. Михайлова. М., 1985.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб.: Акцидент, 1996.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. М., 1987.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
- Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей. - М.: Владос, 2001. 288 с.
- Фоменко Л.И.Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.// Дошкольное воспитание и образование. - 2008. - №7. С45-48.
- Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики; Курс лекций для высших учеб. зав./А.В. Белошистая.- М.: Владос, 2004. - 400с.: ил.- (Учеб. пос. для вузов).
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
- Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17.
- Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Издательский центр Академия, 2004.
- Занимательная математика для малышей-дошкольников. - http://community.livejournal.com/kid_home_lib/15852.html
- Математические сказки. - http://www.fairytale-mylove.narod.ru/mat/mat2.htm
- Математические сказки. - http://annik-bgpu.km.ru/statya_matskazki.html
- Стихи и сказки по математике - http://www.akl.ru/skazki.htm