Дипломные, курсовые и контрольные работы на заказ Заказать написание уникальной работы, купить готовую работу  
 
Заказать реферат на тему
Диплом на заказа
Крусовые и рефераты
Заказать курсовик по химии
Заказать дипломную работу
контрольные работы по математике
контрольные работы по геометрии
Заказать курсовую работу
первод с английского
 
   
   
 
Каталог работ --> Гуманитарные --> Педагогика --> Gроблемы художественно – эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения

Gроблемы художественно – эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения

Челябинский Педагогический Университет

Дипломная по предмету:
"Педагогика"



Название работы:
"Gроблемы художественно – эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения"




Автор работы: Баранникова Ольга Сергеевна
Страниц: 85 шт.



Год:2010

Цена всего:3490 рублей

Цена:4490 рублей

Купить Заказать персональную работу


Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все чаще приходится сталкиваться с «эстетической инфантильностью» подрастающего поколения. Это, несомненно, следствие дефицита внутренней духовной культуры.

Современные образовательные системы должны выработать такие ценности как: ответственность, добро, нравственность, красоту, гармонию с миром и самим собой, в общественном сознании человечества. Именно эстетическое воспитание является едва ли не самым действенным фактором полноценного нравственного развития личности и формирования определенного эстетического отношения человека к действительности. В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в процессе эстетического воспитания формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетические вкусы и идеалы, способность к творчеству по законам красоты и сданию эстетических ценностей (в искусстве, в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении). Таким образом, эстетическое воспитание обладает двумя основными функциями:

• Формирование эстетико-ценностной ориентации личности

• Развитие ее эстетико-творческих потенций.

Эти функции определяют место эстетического воспитания в общественной жизни, связь с другими видами воспитательной деятельности.

В наше время школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды. Без эстетического отношения мировоззрение не может быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить действительность. "Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов".

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Каждый человек, начиная с момента рождения, попадает в различные социальные группы, которые обеспечивают ему определенный уровень комфортного существования. На протяжении всей жизни одни группы меняются, другие совсем исчезают, а на их месте появляются следующие: родительская семья заменяется своей семьей, группа детского сада на школьный класс, студенческая группа на рабочий коллектив и т.д. Для детей подросткового возраста учебный коллектив играет решающую роль в развитии их личности. Именно в этом возрасте происходят большие изменения в отношениях детей друг с другом.

Учебный коллектив для подростка является первой социальной группой, в которой дети объединяются общей деятельностью, направленной на достижение общей цели. Именно в этом возрасте происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. Развитие этих отношений идет в двух направлениях. Как мы уже писали, в данном возрасте у подростка впервые появляется обязательная общественно- значимая деятельность – учеба, что способствует формированию системы деловых отношений, которая во многом задается извне, со стороны учителя. Система личных отношений, возникающая на базе симпатий и привязанностей, не имеет, конечно, никакого официально организованного оформления, ее структура складывается изнутри, стихийно. Способность подростка реализовывать себя в этих отношениях определяет его место в учебном коллективе, которое, в свою очередь, накладывает отпечаток на дальнейшую реализацию в данных видах отношений.

Неудовлетворенность своим положением в группе очень тяжело переживается подростками, что, конечно же, отражается на их эмоциональной и познавательной сферах. В связи с этим появляется необходимость изучения личностных особенностей учащихся занимающих различное положение в групповой иерархии, что позволит выделить существующие в этой области психологические проблемы, а также оптимизировать процесс взаимодействия между детьми. И так можно сделать вывод, что актуальность данной работы обусловлена: во-первых, недостаточным исследованием проблемы взаимосвязи личностных свойств подростков с их социометрическим статусом в коллективе; во-вторых, при решении психологических проблем, возникающих в процессе взаимодействия между подростками, необходимо учитывать изучаемые нами личностные особенности.

Проблема заключается в том, что современные подростки, включенные в полинасыщенное культурное пространство, находятся под доминирующим влиянием низкопробной продукции, без меры пропагандирующей культ самости, «гламура», удовольствий (каналы средств массовой коммуникации, предлагаемые услуги индустрией культуры), что отрицательным образом сказывается на художественно-эстетическом восприятии мира, других людей, а также затрудняет конструктивные преобразования себя, окружающего мира, отношений с другими людьми по законам красоты и нравственности. Досуговые объединения подростков располагают значительным потенциалом в художественно-эстетическом воспитании подростков, однако данный потенциал используется (по разным причинам) в недостаточной степени.

Данная проблема обусловила выбор темы моего дипломного проекта «Художественно-эстетическое воспитание подростков в условиях досугового объединения».

Цель - Теоретически обосновать и разработать проект программы, направленной на художественно – эстетическое воспитание подростков в условиях досугового объединения «Курс “Клипмейкер-STUDI”».

Объект исследования - художественно-эстетическое воспитание подростков.

Предмет исследования - процесс художественно-эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения.

Гипотеза - Художественно – эстетическое воспитание подростков в условиях досугового объединения будет эффективным если при разработке проекта программы досугового объединения «Курс “Клипмейкер-STUDI”» будут соблюдены следующие педагогические условия:

- будет изучена сущность, критерии художественно-эстетического воспитания;

- будут исследованы психолого-педагогические особенности подросткового возраста;

- будет исследован потенциал досугового объединения в художественно-эстетическом воспитании подростков;

- будут исследованы художественные интересы подростков;

- проект программы будет содержать разнообразное содержание, вариативные формы работы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выделить понятие, сущность, критерии художественно – эстетического воспитания;

- определить психолого - педагогические особенности подросткового возраста;

- проанализировать потенциал досуга в художественно-эстетическом воспитании;

- обозначить досуговое объединение как фактор художественно-эстетическом воспитания подростков;

- провести сравнительный анализ методик художественно-эстетического воспитания подростков;

- изучить художественно-эстетические интересы подростков;

- разработать проект программы досугового объединения « НАЗВАНИЕ», направленного на художественно-эстетическое воспитание подростков.

Методы исследования:

• теоретические методы – анализ, обобщение, сравнение, моделирование;

• эмпирические методы – наблюдение, анкетирование, программирование.

Теоретическую базу исследования составили работы следующих авторов. Формировать личность и эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский,

А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой,

К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М. Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника".

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания подростка в условиях досугового объединения.

Практическая значимость: состоит в разработке проекта программы, которая может быть использована в качестве рабочего документа в организации деятельности досуговых объединений в условиях клубных, образовательных учреждений, а также в системе дополнительного образования.

Структура работы: диплом состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3

Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы художественно – эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения______________________________________________________9

I.1. Понятие, сущность, критерии художественно – эстетического воспитания________________________________________________________9

I.2. Психолого - педагогические особенности подросткового возраста_____29

I.3. Эстетическое воспитание и развитие подростка как один из факторов со-циализации личности______________________________________________51

I.4. Потенциал досуга в художественно-эстетическом воспитании________61

I.5. Досуговое объединение как фактор художественно-эстетического воспитания подростков____________________________________________64

Глава II. Практические аспекты художественно – эстетического воспитания подростков в условиях досугового объединения__________74

II. 1. Сравнительный анализ методик художественно-эстетического воспитания подростков____________________________________________74

II. 2. Изучение художественно-эстетических интересов подростков_______74

II. 3. Разработка проекта программы досугового объединения «Курс “Клипмейкер-STUDI”», направленного на художественно-эстетическое воспитание подростков____________________________________________75

II. 4. Проект – программа___________________________________________76

Заключение_____________________________________________________79

Список литературы______________________________________________

Использованная литература

  1. Алексеева А,Н., Художественное воспитание как воспитание через
  2. искусство,- Новосибирск, 2009. – 472с.
  3. Алиев Ю.Б., Творческая деятельность школьников, - М., 2006. – 385с.
  4. Алирикова И.В. Условия формирования творческой активности учащихся
  5. на уроках дизайна, - Магнитогорск, 2002. – 290с.
  6. Апресян Г.З., Вопросы теории эстетического воспитания, -М., 2000. – 582с.
  7. Белкин А.С. Знаете ли вы вашего ребенка. – Екатеринбург, 2004. – 434с.
  8. Бердяев Н.А. ,Самопознание, - М., 2000. – 296с.
  9. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2008. - 296с.
  10. Борев В.Ю. Эстетика, - М., 2008. – 467с.
  11. Брюзгина Е.Н., Проблема организации детских театров моды, -
  12. Екатеринбург, 2002. – 583с.
  13. Буянов М.И. Беседы о детской психологии, - М.: Просвещение, 2006. – 400с.
  14. Ветлугина Н.А., Художественное творчество и ребенок, - М.: Педагогика,
  15. – 438с.
  16. Выгодский Л.С. Психология искусств. - М., 2005. – 294с.
  17. Выготский Л.С. Детская психология, - М., 2004. – 573с.
  18. Гилфорд Д., Психология творчества, - М., 2006. – 330с.
  19. Гольдентрихт С.С., О природе эстетического творчества, - М., 2007. – 523с.
  20. Гриневич Н.Т. Организация художественного воспитания детей в рамках
  21. Центра детского воспитания, - М., 2001. – 620с.
  22. Дружинин Н.В. Психология общих способностей, - СПб.: Питер, 1999. – 235с.
  23. Дьяченко А.М., Воображение школьника, - М., 2006. – 297с.
  24. Едалина Н.А. Личностно ориентированное воспитание. – Екатеринбург,
  25. – 299с.
  26. Ермолаева - Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей
  27. детей. // Вопросы психологии. 2005. №5.
  28. Желещикова Н. А. Эстетическое воспитание, - Челябинск.: ИИУМЦ
  29. «Образование», 2002. – 302с.
  30. Зейгарник Б.В. Теория личности. - М., 2001. – 381с.
  31. Карандеева М.Е. ,Горшкова Е.В. Художественно - эстетическое развитие
  32. школьников, - Челябинск.: ЧИДПОПР, 2002. – 492с.
  33. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
  34. - Минск, 2006. – 353с.
  35. Колякина В. И., Современные тенденции развития современного
  36. художественно образования, - Чел., 2002. – 426с.
  37. Кон И.С. Ребенок и общество. - М., 2000. – 309с.
  38. Кон И.С, Открытие «Я». Введение в экспериментальную психологию
  39. личности, - М., 2005. – 428с.
  40. Кон И.С., Ребенок и общество. - М., 2000. – 410с.
  41. Коробкова В.В. Формирование у подростков готовности к развитию
  42. своего творческого потенциала в процессе учебно - познавательной
  43. деятельности. - Пермь, 2000. – 290с.
  44. Красило А.И. Преодоление объективации в процессе обучения
  45. изобразительному искусству как формирование активности субъекта. // Мир
  46. психологии и психология в мире. 2005. №4.
  47. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству. – М.:
  48. Институт практической психологии, 1998. – 428с.
  49. Кузнецов В.Г., Философия - М: ИНФРА, 2001. – 568с.
  50. Левин В.А., Воспитание творчеством, - М.: 2003. – 245с.
  51. Лейбсон В.И., Эстетическое воспитание школьников средствами
  52. искусства, - Л., 1984. – 285с.
  53. Миллер Д., Планы и структура поведения, - М.: Прогресс, 2009. – 429с.
  54. Педагогический словарь, - М., 1990. – 578с.
  55. Пидкасистый. Педагогика. - М., 2000. – 288с.
  56. Плюхин В.У. Изобразительное искусство- предмет творческий.
  57. // Педагогика. 2005. №1
  58. Поспелов Г.Н., Искусство и эстетика, - М., 2005. – 295с.
  59. Поспелов Г.Н., Искусство и эстетика, - М., 2004. – 356с.
  60. Потребня А. А., Эстетика и поэтика, - М., 2006. – 192с.
  61. Розенталь А.С., Юдин П.Р., Философский словарь, - М: Политическая , 2007. – 585с.
  62. Российская педагогическая энциклопедия, Т 1, - М., 2003. – 442с.
  63. Рубинштейн С.Л., Проблема способностей и вопросы психологической
  64. теории, - М., 2000. – 631с.
  65. Русанова В.С., Художественно - эстетическое воспитание как основа
  66. творческого образа жизни: Монография, - Челябинск, 2003. – 384с.
  67. Русанова B.C., Словарь-справочник, - Челябинск, 2008. – 297с.
  68. Сафронов Б.В., Эстетическое сознание и духовный мир. – М., 2004. – 321с.
  69. Сокольникова С.А. Словарь.; Основы композиции.; Основы рисунка.;
  70. Основы живописи. 4 т., - М.: Дрофа, 1999. – 436с.
  71. Социологический словарь, - М.: Экономика, 2000. – 329с.
  72. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. - СПб., 2007. – 385с.
  73. Философский энциклопедический словарь. - М., 2009. – 413с.
  74. Формирование творческих способностей. - Екатеринбург, 2000. – 205с.
  75. Художественная культура и развитие личности, - М., 2008. – 253с.
  76. Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и
  77. перспективы, Новосибирск, 1999. – 320с.
  78. Художественное образование. Материалы научной конференции. – СПб.:
  79. ГУКИ, 2000. – 422с.
  80. Чашанов М.В., В поисках новой методики, или на ошибках учатся, - М.: Народное образование, 1999. №11.
  81. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания, - М., 2000.
  82. Искусство, №7.
  83. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
  84. школе, - М.: Просвещение, 2004. – 355с.
  85. Шадриков А. А., Деятельность и способности, - М., 2004. – 319с.
  86. Юсов Б.П., Когда все искусства вместе, - М., ИЦЭВ РАО, 2005. – 254с.
  87. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника //
  88. Вопросы психологии. 2006. №3.


Другие похожие работы