Формирование пространственных ориентировок у детей с нарушением зрения
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Формирование пространственных ориентировок у детей с нарушением зрения"
Автор работы: Валерий
Страниц: 57 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения
В специальной научно-педагогической литературе имеется внушительный фактический материал, характеризующий уровень физического развития и физической подготовленности детей со зрительной патологией.[16,21,25,43] Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей. У них происходят изменения в физическом развитии и развитии двигательных функций.[16, с.168]
Нарушение зрения затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к значительному снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии. В связи с трудностями, возникающими при зрительном подражании и овладении пространственными представлениями и двигательными действиями, нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.
Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
- расстройством функций зрения на основе органических нарушений, сопровождающихся трудностями формирования физических качеств;
- неблагоприятным периодом дошкольного воспитания, тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;
- ограничением возможностей зрительного подражания, порождающим искаженное представление об окружающей действительности;
- снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся.
В исследованиях Земцовой М. И., Певзнер М. С.[18,33] представлена анатомо-физиологическая связь между зрительной сенсорной системой и вегетативными функциями, связь между зрительной афферентацией и обменными процессами, состоянием сердечно--сосудистой и дыхательной систем и др. Авторы предполагают, что энергия световых лучей, направляясь через глаз в гипоталамус и гипофиз, регулирует вегетативно-эндокринные функции организма и оказывает общее тонизирующее действие на центральную нервную систему. По этому реализация резервных возможностей организма ребенка с ограниченными возможностями может быть эффективной только при рациональном двигательном режиме.
Известно, что наибольший коррекционный эффект обучения детей с проблемами в развитии зависит от выбора оптимального возрастного этапа. Как считают исследователи в области тифлопедагогики, младший школьный возраст является наиболее благоприятным, сенситивным для освоения различных видов деятельности, формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физическими упражнениям, привития навыка здорового образа жизни, обеспечивающего реализацию личностных, жизненных потенциалов детей с нарушением зрения.
В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений, совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Всякий раз рука играет роль хватательного орудия и без руководства глаз служить таким орудием не может. Однако младшие школьники с нарушением зрения часто путают правую и левую стороны. Своеобразие развития сенсорных функций обусловливает выраженную степень асимметрии в развитии движений левой и правой руки. В процессе обучения в связи с трудовой и игровой деятельностью правая рука более совершенствуется в исполнительных функциях, а левая - в контрольных. В связи с этим точность движения правой руки по мере обучения повышается.
Анализ специальной методической литературы даст основание отметить, что уровень физического развития и физической подготовленности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников.[11, с.326]
Отставание в весе (от 3 до 5 %), росте (от 3 до 13 см), в показателях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного возраста отставание составляет у слабовидящих до 4,7 см. Заметное отставание от нормы отмечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования Демирчоглян Г.Г.[14, с.402] показывают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ=1.600 куб. см., а у детей нормально видящих 1.800 куб.см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита. По данным Ермакова В.П.[16] у слабовидящих школьников показатели кистевой динамометрии ниже на 28,1 %, чем у нормально видящих сверстников, в показателях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15 %.
У детей с патологией зрения отмечается нарушение координации движения. В возрасте 8-9 лет оно составляет 28,2 %, а к 16 годам достигает 52 %. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Результаты прыжков в длину с места у мальчиков ниже результатов нормально видящих сверстников на 16-24%. Слабовидящие мальчики младшего школьного возраста проходят в день 4,1 км, а зрячие дети 10,3 км. Эти данные свидетельствуют о низкой двигательной активности, а следовательно, меньшей выносливости и работоспособности детей с нарушением зрения.[16, с.336]
С возрастом показатели физического развития у слабовидящих увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У слабовидящих отмечается наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей в принципе сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у слабовидящих развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с депривацией зрения отмечается задержка статической выносливости.
Мышечная сила, по сравнению с нормой, значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия. Как отмечает Сековец Л.С.[41,с.59-61], возрастная динамика физического развития у этих детей в принципе сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже.
По данным Аветисова Э.С., Е.И. Ливадо, Курпан Ю.А.[3,12,15], у слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8 %. Приблизительно 60 % учащихся с нарушением зрения относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Близоруким часто сопутствует крайне плохая осанка. Она может быть напрямую вызвана недостаточным зрением. Б.П. Ермаков [16, с.265] констатирует, что у слабовидящих мальчиков нарушение осанки наблюдается в 59,2 %, у девочек 58 %, тогда как у нормально видящих соответственно 20 % и 14 %; значительно больше у первых и число простудных заболеваний. Нередко дети с нарушением зрения поступают в школу с уже стойкими дефектами осанки, с круглой спиной, асимметричной осанкой, усилением грудного кифоза и уплощением поясничного лордоза, сколиозом, плоскостопием и т.д. Согласно исследованиям ряда авторов при нарушении осанки и деформации позвоночника грудная клетка видоизменяется, снижается жизненная емкость легких, что в свою очередь приводит к заболеваниям органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Из наблюдений Тупоногова Б.К.[37, с.25-28] видно, что кроме выраженных деформаций опорно-двигательного аппарата у большинства слабовидящих школьников отмечаются и другие отклонения в состоянии здоровья. Слабость дыхательной мускулатуры и брюшного пресса снижают функции внешнего дыхания.
Наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата, соматическими заболеваниями у детей с нарушениями зрения выявлено наиболее часто встречающееся заболевание минимальная мозговая дисфункция (ММД). ММД проявление условно-специфического, но не грубого поражения центральной нервной системы. Поражение глазодвигательного нерва проявляется в виде сходящегося и расходящегося косоглазия. Пирамидные нарушения (функциональные) характеризуются различными изменениями: гемисиндромы с мышечной дистонией неуклюжесть, неловкость, скованность в движениях, трудности в освоении письма, занятиях мелкой моторикой (уроки труда).
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку, и высокая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к его работоспособности, физическому развитию и двигательной подготовленности. Следует отметить, что нарушение осанки у слепых и слабовидящих детей встречается значительно чаще, чем у нормально видящих, значительно выше и число простудных заболеваний.
Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
Глава 1. Особенности физического развития детей с патологией зрения. 7
1.1. Классификация патологии органов зрения. 7
1. 2. Физическое развития детей с нарушением зрения 14
1.3. Психофизиологические механизмы пространственной ориентировки 19
Глава 2. Исследование пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре. 24
2.1. Характеристика развития детей с патологией зрения и их сверстников с нормальным зрением. 24
Глава 3. Динамика развития пространственной ориентации у детей с нарушением зрения. 33
3.1.Методы и приёмы коррекции физического 33
развития в тифлопедагогике. 33
3.2.Динамика развития пространственной ориентации при коррекционно-оздоровительной работе на занятиях по физкультуре. 39
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в нашей стране возникла острая необходимость в создании условий для получения детьми с нарушенным зрением общего воспитания и образования в условиях массовых учреждений. Как показал опыт, к сожалению, дети с нарушенным зрением оказались слабо подготовлены к интегрированному обучению. Отсутствие рекомендаций, незнание методических особенностей обучения детей данной категории в процессе физического воспитания затрудняет педагогическую деятельность, ограничивает двигательную активность детей, а это приводит к возникновению вторичных отклонений в физическом развитии ребенка.
Формируя у детей с нарушением зрения пространственные ориентировки, мы вооружаем их полезными умениями и навыками, развиваем в их сознании положительные эмоциональные двигательные образы от подвижных игр, воспитываем стремление к совершенствованию своих двигательных способностей.
Гуманизация процесса образования детей, как с нормальным, так и с нарушенным зрением, предполагает со стороны педагогов пристальное внимание к каждому ребенку с целью выявления и развития всех его потенциальных возможностей.
Нарушение функций зрительного анализатора, по мнению многих исследоателей в области медицины и тифлопедагогики[1,14,18,20,27] вызывает ряд отклонений в пространственной ориентации ребенка с депривацией зрения. Сложность структуры его развития заключается в наличии первичного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возникающих под влиянием существующей аномалии. Анализ научно-методической литературы убеждает в том, что содержание, формы и методы коррекционных занятий нуждаются в дополнительном изучении, в разработке методических рекомендаций по формированию пространственной ориентации с учетом специфических особенностей развития и обучения детей с нарушением зрения.[22,27,28,30] В связи с этим, очевидно, что коррекция недостатков пространственной ориентации развития детей с нарушением зрения невозможна без системного подхода, который может реализоваться в форме адаптивной физической культуры.
Одно из важнейших задач физического воспитания таких детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате нарушения зрения. У слепых и слабовидящих детей отмечается отставание в физическом развитии: длине, массе тела, жизненной емкости Нарушения и аномалии развития зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. У многих детей страдает пространственно-ориентировочная деятельность, макро- и микро-ориентировка в пространстве.
Задачи и содержание формирования пространственной ориентации слепых и слабовидящих детей должны включать в себя учет особенности физического развития этих детей. [11] В связи с этим физическое воспитание слепых и слабовидящих детей направлено на улучшение деятельности всех органов и систем, и в особенности на формирование пространственно-ориентировочной деятельности и коррекцию пространственного гнозиса и праксиса. Это достигается путем организации коррекционно-направленных занятий, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать свои движения, их амплитуду. Физическое воспитание предусматривает преодоление таких недостатков физического развития у детей, как асимметрия и непропориональность телосложения, некоординированность и скованность движений.
В дошкольных достаточно большой объем работы, направленный на развитие у детей с патологией зренияних пространственных представлений. Вместе с тем существующие мероприятия достаточно разобщены, фрагментарны и не представляют собой единую линию коррекционных воздействий. Практика показывает, что обучение по большей части осуществляется стихийно, бессистемно и не учитывает в полной мере сложной структуры, механизмов, генезиса ориентировки в пространстве, ее развивающего влияния на все стороны интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Универсальное значение способности к ориентировке в пространстве для психического развития ребенка, недостаточная разработанность вопросов ее формирования у дошкольников с нарушением умственного развития, объективная необходимость оптимизации коррекционно-образовательного процесса определяют актуальность данного исследования.
При проведении работы по исправлению недостатков пространственной ориентации опираются на теоретические положения коррекции двигательных нарушений, которые являются определяющими в построении методических закономерностей процесса физического воспитания аномальных детей.
Проблемой исследования является изучение особенностей ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с нарушением зрения, научное обоснование и разработка организационных форм, содержания и методов коррекционно-педагогической работы по формированию способности к восприятию, воспроизведению и преобразованию пространства. Все выше сказанное позволяет назвать проблему исследования особенностей развития пространственной ориентации детей с нарушением зрения весьма актуальной и подчеркнуть, что вынужденное снижение двигательной активности у слабовидящих детей ведет за собой различные нарушения опорно-двигательного аппарата, снижение пространственного праксиса и гнозиса и этот круг негативных связей нуждается в преодолении.
В отечественной и зарубежной науке, в практической психологии и педагогике проблемой формирования пространственной ориентации у детей с нарушением зрения занимаются и тифлопедагоги, и дефектологи, и врачи, и учителя физкуьтуры. С точки зрения практикующего тифлопедагога наибольший интерес представляют работы Литягина В.В., Петуховой Е.Н., Подколзиной Б.Н., Мишина М.А., Тупоногова Б.К. [15,16,17,28,29,38,41,36].
Исследование особенностей физического развития и пространственной ориентации детей с нарушением зрения позволило определить цель, объект, гипотезу и задачи нашей работы.
Наша работа посвящена исследованию пространственной ориентации у детей с косоглазием, амблиопией, астигматизмом на занятиях по физической культуре и поиску специальных методических приемов и упражнений, способствующих ликвидации отставания таких детей в физическом развитии от своих сверстников с нормальным зрением.
Цель исследования: изучить особенности пространственной ориентации детей с нарушением зрения на занятиях по физической культуре, разработать упражнения, направленные на формирование пространственной ориентации и на устранение отставания в физическом развитии детей с патологией зрения.
Предмет исследования: определить особенности пространственной ориентации у детей с нарушением зрения на занятиях по физкультуре по показателям: выносливость, сила, скорость, реакция, координация.
База исследования: ДОУ № *** г. **** для детей с нарушением зрения.
Объект исследования: дети 6-7 лет из физиологической группы в количестве 10 человек и дети 6-7 лет из группы для детей с нарушением зрения, страдающие косоглазием, амблиопией, астигматизмом в количестве 10 человек.
Методы исследования: для тестирования детей по основным показателям физического развития (выносливость, сила, скорость, реакция, координация) использовалась методика М.Л. Лазарева [23], для разработки упражнений, направленных на ликвидацию отставания в пространственной ориентации на занятиях по физической культуре детей с патологией зрения использовалась в модифицированном виде методика Мишина М.А.[27,28,29]
Гипотеза исследования: в силу вынужденных двигательных ограничений, обусловленных нарушением зрения, дети с патологией зрения отстают в развитии по пространственной ориентации от своих сверстников с нормальным зрением, но при регулярной комплексной коррекции тифлопедагога, учителя физкультуры, благодаря специально разработанным оригинальным методкам, направленным на формирование пространственной ориентации на занятиях по физкультуре детей с патологией зрения, можно добиться положительной динамики физического развития этих детей и устранить отставание в пространственной ориентации.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.Установить степень разработанности аспектов исследуемой проблемы в педагогической, спортивной, медицинской и методической литературе.
2.Дать педагогическое обоснование необходимости коррекции качества пространственной ориентации на занятиях по физической культуре у детей с нарушением зрения.
3.Экспериментально сравнить пространственное восприятие и физическое развитие детей с нормальным зрением и их сверстников с нарушением зрения.
4.Разработать методы, приемы, упражнения и организационные формы педагогической работы, направленные на формирование пространственной ориентации и гармоничного физического развития детей с нарушением зрения.
5.Экспериментально проверить эффективность специально разработанной методики по физическому воспитанию детей-дошкольников с нарушением зрения, направленной на формирование пространственной ориентации.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический, статистический, экспериментальный, педагогический.
Использованная литература
- Абрамов В.Г. Основные заболевания глаз в детской возрасте и их клинические особенности. - М., 1993.
- Аветисов Э.С., Курпан Ю.И. и др. Занятия физической культурой при близорукости. -М., 1980.
- Аветисов Э.С., Ливадо Е.И., Курпан Ю.И. Занятия физической культурой при близорукости. -М., 1980.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция зрения. М., 1981.
- Астахов Ю.С., Ангелопуло Г.В., Джалиашвили О.А. Глазные болезни. -СПб., 2001.
- Веккр Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
- Глазные болезни в вопросах и ответах. // Под ред. Г.И. Должич. Ростов н/Дону, 2001.
- Готовность к школе. Руководство практического психолога. // Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1995.
- Григорьева Л.П. Психофизические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. М., 1993.
- Демирчоглян Г.Г. Профилактика лизорукости у детей. М., 2000.
- Демирчоглян Г.Г., Демирчоглян А.Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. М., 2000.
- Евсеев С.П., Шпакова Л.В. Адаптивная физическая культура. М., 2001.
- Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.
- Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушением зрения. М., 1973.
- Зимкина А.М. О физиологических основах компенсации нарушенных функций. Л.,1956.
- Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. М., 1970.
- Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б., Куличева Н.И. Тифлопедагогика. М., 1975.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология.-М.: Издательство МГТУ, -1998.
- Лазарева М.Л. Программа «Здравствуй» под ред. Л.И. Плашиной. // Программа специальных коррекционных образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей. М., 1999.
- Литвак А.Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. Л., 1972.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989.
- Литягин В.А. Комплекс коррекционного оборудования для развития измерительно-двигательных навыков и пространственного воображения учащихся школы VIII вида. // Дефектология.-2001.-№1.- с.22-24
- Методические рекомендации: Диагностика зрительных путей у детей. Мин. здравоохранения России. Кафедра глазных болезней НИИ им. Гельм Гольца и сотрудниками коррекционной педагогики РАО. М., 1994.
- Мишин М.А. Комбинированные физкультурные упражнения с активизацией зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Мишин М.А., Козлова Е.В. Двигательная активность детей с косоглазием и амблиопией на занятиях тифлопедагога. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Мишин М.А., Тюбекина З.И. Дидактические игры и упражнения с активизацией зрения на занятиях тифлопедагога. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Новикова Л.А. Влияние нарушений зрения и слуха на функциональное состояние мозга. М., 1966.
- Петухова Е. Н. Формирование пространственного ориентирования у дошкольников с нарушением интеллекта. // Воспитание и обучение детей с нарушением развития, 2003. - № 5. - С.4.
- Подколзина Б.Н. Обучение ошкольников с косоглазией и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки// Дефектология.- 1993.-№3.-с.74-77.
- Подходова, Н.С. Горбачева М.В., Мистонов А.А. Волшебная страна фигур. СПб, 2000.
- Тейлор Д., ХИЙТ К. Детская офтальмология. Пер. с английского. СПб., 2002.
- Тупоногов Б.К. Задачи тифлопедагогики. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2000, № 1.
- Тупоногов Б.К. Проблемы специального образования детей с нарушением зрения. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2000, № 1.
- Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой патологией (начальная школа). СПб, 1997.
- Ростомашвили Л.Н. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией. СПб, 1997.
- Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения. Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. СПб, 2001.
- Сековец Л.С. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе физического воспитания. // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. 2001, № 2.
- Сермеев Б.В. Физическое воспитание слабовидящих детей. М, 1983.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М., 2001. С. 187-203.
- Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. М., 2001.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.