Психологическая характеристика дошкольного возраста.
Контрольная по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Психологическая характеристика дошкольного возраста."
Автор работы: Елена
Страниц: 22 шт.
Год:2010
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка. Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. Ведь именно у дошкольников начинают складываться основные психологические характеристики: мотив достижения, интеллект, способности и др. В младшем школьном возрасте они закрепляются и становятся устойчивыми либо развиваются дальше.
Периоду дошкольного возраста посвящены работы выдающихся отечественных и зарубежных ученых: С.Л.Рубеншнейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова, К.Роджерса, Ж. Пиаже. Но все же изучение этого перехода остается одной самых актуальных проблем современной возрастной психологии, и к этой проблеме непосредственно примыкает проблема мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Поэтому выбранная мною тема работы очень важна и актуальна.
Цель работы состоит в изучении периода дошкольного детства и его психологической характеристике.
Задачи: определить понятие и изучить основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте; структуру и динамику ведущей деятельности в дошкольном возрасте; основные новообразования этого периода; рассмотреть психологическую готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника.
1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст — этап психического развития от 5 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода:
-младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет;
-средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет;
-старший дошкольный возраст — от 5 до 7лет .
Под психологической характеристикой понимаются те аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния, процессы, свойства. Это не только характеристика познавательных процессов и мотивационной сферы, которая практически руководит поведением ребенка, но и характеристика ведущей деятельности, самосознания ребенка в этот период.
Рассмотрим особенности развития воображения. Можно утверждать, что воображение начинает свое развитие с трех лет.
Таблица 1. Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Структура воображения: Функции компонентов:
аффективный компонент защитная - помогает преодолеть противоречия,
регулирующая - в ходе усвоения норм поведения
познавательный компонент овладение схемами, мыслями, помощь в построении целостной картины мира.
Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Однако мно¬гие противоречия дети разрешают самостоятельно при помощи именно аффективного воображения.
Познавательное воображение возникает при необходимость построения целостных образов событий и явлений, помогая также преодолевать возникшие у ребенка противоречия.
Этапы развития воображения:
1 этап – 2,5 - 4 года - воображение разделено на аффективное и познаватель¬ное.
Основу для развития аффективного воображения составляет выделение личностного «Я» в раннем детстве. Основа для развития познавательного вооб¬ражения - становление наглядно-действенного мышления.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Понятие и основные особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте……………………………………………………………..4
2. Структура и динамика ведущей деятельности в дошкольном возрасте..…12
3. Основные новообразования дошкольного возраста……………..…………14
4. Психологическая готовность к обучению как итог психологического развития дошкольника…………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы
Использованная литература
- Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский - М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.
- Гамезо, М.В. Возрастная психология. / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова Л.М. Орлова. - М.: Педагогоическое общество России, 2003. – 512 с.
- Дарвиш, О.Б. Возрастная психология./ О.Б. Дарвиш - М.: Владос, 2003. – 321 с.
- Крайг, Г. Психология развития. / Г. Крайг - СПб.: Питер, 2000. – 321 с.
- Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до семнадцати лет./ И.Ю. Кулагина - М.: Изд-во РОУ, 2005. – 342 с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип./ В.С. Мухина - М.: Владос, 2006. – 334 с.
- Словарь-справочник по возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В. Гамезо - М.: Педагогическое Общество России, 2001. – 332 с.
- Смирнова, Е.О. Детская психология: Уч. для вузов./ Е.О. Смирнова - М.: Владос, 2003. - 368 с.