Пути совершенствования беглости чтения у младших школьников
Курсовая по предмету:
"Педагогика"
Название работы:
"Пути совершенствования беглости чтения у младших школьников "
Автор работы: Юлия
Страниц: 35 шт.
Год:2011
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Введение
Актуальность исследования. Трудно переоценить роль чтения в развитии и становлении личности ребёнка. Чтение – это важнейший способ освоения информации, культурного наследия прошлого и настоящего, формирования нравственных и гражданских качеств. К сожалению, сегодня во всём мире наблюдается тенденция снижения интереса к чтению. Это обусловлено бурным развитием электронных средств массовой информации и индустрии развлечений, которые вытесняют книги из приоритетов ребёнка, заменяя их другими, всё более доступными и притягательными средствами получения информации и проведения досуга, такими, например, как Интернет.
Во многих странах предпринимаются попытки противодействовать неуклонному снижению интереса к чтению у подрастающего поколения, но существенных результатов в этом направлении пока достичь никому не удалось.
Такая тенденция не может не сказываться на интеллектуальных способностях наших детей. В целом для страны серьёзной проблемой становится снижающийся уровень культуры и грамотности населения, падение моральных устоев, всеобщая речевая безграмотность. Школьники стали медленнее читать, у них не вырабатывается навык скоростного чтения, столь необходимый в наш перегруженный информацией век. В результате многие из них не успевают осваивать школьную программу, снижается успешность обучения.
К сожалению, сегодня приходится констатировать неутешительный факт: нечитающее поколение уже выросло, и мы должны принимать это как данность. Изменить это мы не в силах. Но корректировать – можем и должны. Задача школы – противостоять этому процессу, показывать детям привлекательность и пользу чтения, популяризировать чтение как один из видов получения информации и интереснейшую форму проведения досуга, способную соперничать с самыми современными средствами масс-медиа.
Именно в начальной школе закладываются основы будущей читательской деятельности ребёнка. Поэтому одной из задач, которые ставит перед собой методическое объединение учителей начальных классов нашей школы – это привитие интереса и любви к чтению, развитие полноценных навыков чтения.
Учитывая сказанное, в качестве темы для курсового исследования была выбрана следующая: Пути совершенствования беглости чтения у младших школьников.
Объект исследования: развитие навыка чтения у младших школьников.
Предмет исследования: пути совершенствования беглости чтения у младших школьников.
Цель курсовой работы: выявление путей формирования беглого чтения.
Гипотеза исследования: Внедрение в образовательный процесс приемов работы по формированию динамического чтения при соблюдении условий совершенствования техники чтения позволит повысить беглость чтения младших школьников.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
1. Представить характеристику читательской деятельности ребёнка.
2. Предложить пути совершенствования беглости чтения.
3. Обобщить личный опыт работы в школе.
Методы исследования: метод получения первичной информации (заключался в изучении литературы и документов по теме исследования), теоретические методы: логико-педагогический и сравнительный анализ, синтез; метод педагогического эксперимента; метод экспертной оценки.
Содержание работы
Введение 3
Глава I. Характеристика читательской деятельности ребёнка 6
1.1. Чтение как вид речевой деятельности человека 6
1.2. Содержание и цели обучения чтению младших школьников 9
1.3 Понятие о полноценном навыке чтения 10
Глава II. Пути совершенствования беглости чтения 15
2.1. О проблеме скоростного чтения 15
2.2. Условия совершенствования техники чтения 17
2.3. Виды и приёмы работы по формированию динамического чтения 19
Глава III. Обобщение личного опыта работы в школе 25
3.1. Изучение беглости чтения второклассников 25
3.2. Результаты апробации различных приёмов совершенствования беглости чтения 27
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 35
Использованная литература
- Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б.Г. Ананьев // Начальная школа. – 2007. – № 3. –С. 6–8.
- Анисимов, В.М. Методика преподавания русского языка в начальных классах / В.М. Анисимов, К.Е. Андреева, Л.В. Сокорутова. – Якутск : 2001.
- Ахутина, Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. – М. : Сфера, 2001.
- Васильева, М.С. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. – М. : Педагогика, 2007.
- Городилова, В.И. Чтение и письмо / В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – М. : Сфера, 2005.
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М. : ВЛАДОС, 2000.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М. : [б.и.], 1996.
- Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М. : Просвещение, 2003.
- Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы со школьниками / М.В. Ермолаева. – М. : МПСИ ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2002.
- Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л.Н. Ефименкова. – М. : ВЛАДОС, 2001.
- Заика, Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников / Е.В. Заика // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 44–54.
- Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению / В.Н. Зайцев. – М. : Просвещение, 1991.
- Климанова, Л. Обучение чтению в начальных классах / Л. Климанова // Школа. – 2003. – № 18. – С. 21–23.
- Колесникова, Е.В. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет / Е.В. Колесникова, Е.П. Телышева. – М. : Сфера, 2008.
- Коробейникова, В.Н. О некоторых приемах обучения чтению / В.Н. Коробейникова // Начальная школа. – 2007. – № 11. – С. 31–36
- Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М. : [б.и], 2000.
- Методика обучения чтению/ сост. Т.П. Сальникова. – М. : [б.и], 2000.
- Образовательная система «Школа 2100» : сборник программ. – М. : «Баласс», 2001.
- Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников / М.И. Оморокова. – М. : Гном, 2007.
- Педагогический мониторинг в образовательном учреждении / сост. Т.А. Фральцова, Г.А. Вертохвостова. – Кемерово : Изд-во КРИПК и ПРО, 2003.
- Светловская, Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое? / Светловская Н.Н. // Начальная школа. – 2005. – № 6.
- Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? / Г.А. Цукерман. – Москва ; Рига : Эксперимент, 2000.
- Чечерина, Н.Ю. Формирование навыка беглого чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: рекомендации родителям / Н.Ю. Чечерина // Я-мама. – 2006. – № 2. – С. 6–7.
- Эльконин, Д.Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 12-14