ГлаАнализ reality-show как социокультурного феномена
Дипломная по предмету:
"Реклама и PR (Продвижение)"
Название работы:
"ГлаАнализ reality-show как социокультурного феномена"
Автор работы: Юлия
Страниц: 75 шт.
Год:2008
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
1.3.1. Общая характеристика шоу «Дом-2»
Раз, два, три! Ничего не произошло!
Вот я запечатлел момент, в который ничего не произошло.
Я сказал об этом Заболоцкому. Тому это очень понравилось,
и он целы день сидел и считал: раз, два, три!
И отмечал, что ничего не произошло.
Д.Хармс .
Самым скандальным и, следовательно, популярным до сих пор остается «Дом». Почему мы решили выбрать в качестве исследования именно это шоу? Дело в том, что «Дом-2» побил мировой рекорд по продолжительности (количеству выпусков за один сезон) среди проектов в жанре реалити - за первые полгода существования проекта вышло в свет 200 серий. Для сравнения: продолжительность самых длинных американских реалити-шоу в среднем от 35 до 70 серий за один сезон.
Изначально «Дом-2» начали строить и зрители канала ТНТ должны были увидеть финал этого молодежного шоу, но построив дом, благополучно переехали в него зимовать, а руководство ТНТ приняло решение продлить эту программу.
К положительным аспектам следует отнести, что и участников, и зрителей учат хотя бы принципам общежития и социальной справедливости: ты не только сам должен быть личностью, но и уметь других учитывать. Это такая хорошая жесткая групповая терапия, которая дает правдивую обратную связь. Зрители за участников искренне переживают, дают советы.
Но главная идея передачи «построй свою любовь» - ложная, т.к. выстроить настоящую любовь или дружбу в закрытых группках невозможно. То есть показывают отнюдь не реальную жизнь, а ее искусственно созданный сколок.
Также к негативу следует отнести и ужасающе низкий культурно-образовательный уровень участников. Хамы берут верх над относительно интеллигентными. И им, интеллигентным, для того, чтобы вписаться в группу, приходится подстраиваться: человек с более или менее грамотной речью срочно начинает изъясняться на уличном сленге.
Но еще опаснее другое: ежедневно с телеэкрана аудитории, в первую очередь молодежной, проецируется более чем незамысловатый образ мыслей и действий, а также совершенно жуткую манеру речи, межстрочно как бы утверждая, что быть недообразованным и малокультурным - это вполне нормально. Т.о., спекулируя на «самом светлом чувстве», «Дом-2» отнюдь не стимулирует к культурно-нравственному совершенствованию.
Их философия часть более общей, завоевала не только электронные медии, но и целые другие зоны человеческой культуры и бытия - стиль питания, жизни, одежды и т.д., которые нашли свое волшебное слово: «real» - «действительный», «истинный». Сначала начали котироваться естественные эко - продукты, все больший интерес пробуждает настоящий природосообразный образ жизни; истинный магнит для новых поколений мода, которая «ближе к жизни», удобная и непретенциозная одежда, предназначенная для реальной жизни («real life»). Этот общий настрой, подобно заразе, переносится на формы и механизмы телевизионного развлечения. Оказывается, что наибольший интерес, самые оживленные комментарии, самые богатые эмоции (неважно - от знака «+» или «-») вызвали так называемые «реалити-шоу», которые повышают адреналин и обостряют эмоции, благодаря обильным дозам провокаций, скандала, интриги, раздевания всякого вида (от душевного до сексуального). Вседозволенность в реалити-шоу выместила культурное и моральное табу, ввела неприличие в язык игроков (или просто им позволили играть самих себя с помощью вульгарности, «простоты» и отсутствия моральной и речевой культуры) и превратила телевизионную публику в цирковую массу, принижая ее роль до воайорства низшей пробы и безупречно манипулированного голосующего массового, безропотного или маниакально активного типа.
Ученые и телевизионные эксперты, писатели и эссеисты, психоаналитики и юристы предлагают всевозможные классификации для телереальности и реального телевидения: «убийства образа», «начинка, заполняющая пустоту», «цивилизация душащего», «новый натурализм», «фабрикация инерции», «перенесение личного в публичное пространство», «бесформенность реального» и другие. Отсутствие конкретной пользы, стимулирование инфантильности, как и формирование стремления публичного раздевания или автоэротизма, - вот недостатки этого формата шоу. Реальное телевидение - дозволение, которое никому не приносит пользы. Оно утверждает забвение вопроса об образе. Оно организует убийство символичного. Оно подталкивает всеобщую инфантилизацию к политике. Оно продвигает автоэротизм в общественном плане. Оно развивает культ непосредственного. Оно превращает нас в живых мертвецов. И никакие социологические объяснения не избавят от острой необходимости изобличения его обмана. Телереальность - это наше новое иконоборство. И нет места для компромиссов с ним».
Телевзионная передача, если она развлекательная, должна развлекать: вызывать спонтанный смех, подогревать эмоции, радовать и забавлять всевозможными играми, шутками, экшен-сценами. Природа этих шоу эмоциональна и свежа, а не рациональна и строга. Если зрители хотят смотреть классические произведения или политические дискуссии, то они должны поискать другой канал. Проблема в том, что реалити-шоу все больше тонет в трясине глупости, эрзаца и фальши. Люди готовы любой ценой появиться на экране и, чтобы удержать внимание, делают глупости, которые роняют человеческое достоинство. Падение очевидно: моральное и духовное, экзистенциональное и эстетическое, физическое и психическое.
В сегодняшнем виде реалити-программы заряжают публику ожиданием увидеть нечто невиданное, стать свидетелем чего-то, что до сих пор было привилегией кино, театра, литературы, но в виде художественного вымысла. Поэтому ведутся мощные рекламные кампании, чтобы сконцентрировать внимание аудитории к реалити-шоу, его новых вариаций и манипулировать им. Поэтому продюсеры, сценаристы и режиссеры реалити-телевидения испытают нужду в еще больших раздеваниях, еще более скандальных столкновеньях, в эротизации личной жизни перед камерой до конца. Вне этого конца нас ждет возвращение в реальность и открытие интеллигентной, достойно опосредствованной медийно, человеческой коммуникации.
Молодые люди, участники шоу, которые должны построить дом, построить любовь и выиграть этот дом, чтобы жить в нем долго и счастливо, меняются в программе, как и в случае с «Фабрикой», с поразительной скоростью. Любовь чудо, неожиданно приходящий в жизнь человека гость, но в нее, оказывается, не так уж и трудно играть. Впрочем, о любви говорить здесь вряд ли вообще стоит. Зато Интернет пестрит рекламой порнографии с участниками «Дома». Изнанка того усердия, с которыми очередные жители вживаются в экранную роль, соткана из малопривлекательных вещей: заурядной жадности и тщеславия, готовности ради денег и сомнительной известности изображать серьезные, не многим в действительности доступные чувства. По сути то, чему не существует денежного эквивалента. Все это распространяется СМИ, люди потребляют эту информацию, и подобное поведение закрепляется в обществе как конвенциональное, то есть общепринятое. Образуется порочный, замкнутый круг.
Канадские профессора по информатике, коммуникации, социологии и психологии не удовлетворяются только констатацией массовой лжи, которую насаждают реалити-шоу. Они идут дальше, выводя нечто очень существенное о мотивации и психологии участников и поклонников реалити-телевидения: существовать значит быть показанным по телевизору. Само появление на экране предпосылка для славы и известности, оно дает тебе идентичность и самочувствие, оно заставляет большому количеству людей публично показывать свою интимную жизнь, потому что, в конце концов, в каждом человеке сидит эксгибиционист, которого этот тип программ возбуждает и активизирует. Зрители, которые смотрят и радуются реалити-шоу, видят свои проблемы в проблемах участников (отчуждение, одиночество, аутсайдерство, собственные страхи и желания, семейные и любовные драмы и др.) и ощущают, что смогут вместе их решить - помочь им или те, в свою очередь, получат помощь, узнают альтернативный путь к преодолению трудностей. К этому нужно добавить и формируемое (корректно или нет) у зрителей впечатление, что они «руководят», что от них зависит финал состязания. Бернар Аркан дополняет характеристики публики с глубоко заложенным у человека желанием незаметно проникнуть в интимную жизнь незнакомца, стать свидетелем его истинной жизни, понять его тайны. Вопрос в том, удовлетворяет ли телевидение это желание или снова создает иллюзии, лжет, вводит в заблуждение легковерных зрителей.
Содержание работы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Анализ reality-show как социокультурного феномена 7
1.1. Зарождение, становление и развитие зарубежных reality-show 7
1.2. Российский опыт реалити-шоу 14
1.2. Российский опыт реалити-шоу 14
1.3. Анализ социо-культурного, психологического и эстетического воздействия реалити-шоу на примере шоу «Дом-2» 30
1.3.1. Общая характеристика шоу «Дом-2» 30
1.3.2. Комплексное социо- культурное, психолого - демографическое экспертное исследование 35
Глава 2. Разработка социально значимого reality-show «Реальная жизнь» 47
2.1. Социо-культурное обоснование необходимости разработки и реализации социально значимых шоу 47
2.2. Разработка инновационного проекта шоу «Реальная жизнь» 61
Заключение 64
Список литературы и источников 67
Приложение. Ответы на вопросы, представленные в рамках исследования Комиссии Московской городской Думы по здравоохранению и охране общественного здоровья в НП ЦКИ «Проект Барьер» по теме «Экспертиза действующего законодательства на предмет эффективности защиты прав граждан от негативного воздействия деструктивных телевизионных проектов (на примере телепроекта «Дом-2»), осуществляемое в соответствии с Договором №45 с МГД от 16 июля 2007 г. 69
Введение
Актуальность темы настоящего дипломного исследования. Внедрение новых коммуникационных и информационных технологий оказывает воздействие на общество, изменяет социальные практики, формирует новые способы коммуникативного взаимодействия, влияет на социальные группы и на индивидов. Человек начала XXI века практически постоянно пребывает в масс-медийном поле и черпает из СМИ большую часть информации, смыслов, образов, используемых им в повседневной жизни.
Особая роль в этом принадлежит телевидению наиболее распространенному и влиятельному из средств массовой информации. Оно также динамично развивается, отвечая на общественное развитие и воспринимая технологические новшества.
Отечественное телевидение, освободившись в начале 90-х годов XX века от жестких рамок государственной модели, прошло начальный этап становления в новой социально-экономической реальности, включавший децентрализацию, либерализацию, коммерциализацию. Увеличилось число телевизионных каналов, расширилось их тематическое и жанровое разнообразие. Появились нишевые телевизионные каналы, рассчитанные на узкую аудиторию и покрывающие определенную тематику.
В связи с этим социокультурная практика просмотра телевизора претерпевает существенные изменения. Зрители осваивают более широкое предложение телевизионных программ и новые способы просмотра.
Принимая во внимание роль средств массовой коммуникации и в особенности телевидения в формировании общественного сознания и социокультурной среды, можно утверждать, что изучение процессов трансформации телевизионной аудитории под воздействием технологических и социокультурных изменений является актуальной проблемой.
Среди тех примет времени, к которым большинство людей уже настолько привыкло, что они воспринимаются как данность, можно отнести и такое явление, как всевозможные реалити-шоу, без которых сегодня уже и не мыслится телеэфир. А между тем явление это для России все-таки достаточно новое. И, кажется, до конца не осмысленное.
Телевидение давно стало крупнейшим сегментом колоссальной индустрии развлечений. Но наряду с этим из некого сложного, комплексного «продукта потребления», из того, что нужно нам, оно постепенно эволюционировало в весьма действенный механизм навязывания определенных жизненных устоев. Из развлечения оно превратилось в способ зомбирования. Парадокс: люди зачастую смотрят телевизор не потому, что хотят, а потому, что не могут его не смотреть.
И все же любые развлечения быстро приедаются, а конкуренция между множащимися не по дням, а по часам каналами растет. Отсюда и постоянное сползание телевидения куда-то в «преисподнюю». Сами развлечения становятся все изощреннее, в новостные блоках все больше кошмаров, крови и убийств, а на женщинах на телеэкранах все меньше одежды. Апеллируя к инстинктам, телевидение идет самым простым путем. Как индустрия, оно жертвует всем, что было у него когда-то доброго, и прежде всего информативностью, в пользу одного все той же развлекательности.
Стремительный рост рекламного рынка России повлек за собой не менее стремительное развитие телевидения, появление независимых телепродюсеров и продюерских центров, которые, наряду с собственным производством, занимаются закупкой и размещением на каналах самых различных телепродуктов. Их производством в настоящее время занимаются десятки отечественных столичных и региональных телекомпаний. Объемы выпуска отечественного телепродукта постоянно растут, регулярно расширяется его видовой состав. Однако некоторые жанры и проекты ТВ, несмотря на свою высокую социальную значимость, экономически неоправданны и нуждаются в государственных дотациях. Но существует и ряд примеров успешного телепредпринимательства в этой сфере. Наиболее коммерчески выгодными проектами мирового телевидения, наряду с квизами, сериалами и ток-шоу, являются проекты, так называемых, reality-show.
Одной из наиболее специфических сфер развлекательного стал жанр reality-show этакое узаконенное право подглядывать за чужой жизнью, вплоть до мельчайших и сокровеннейших ее подробностей, не испытывая при этом «ненужного» чувства вины.
О степени популярности reality-show ярче всего свидетельствует статистика «среднемировой рейтинг подобных программ с 2007 г. года вырос до 20%. Иными словами, около 1,3 миллиарда человек сознательного населения Земли предпочитают их всем остальным. В Европе выпуск эфирных проектов данного направления составляет 40% от всего остального телепроизводства» .
Фактически reality-show формируют сегодня определенный контекст, культуру общения, которая воспринимается культурой массовой и через СМИ, в полном смысле этого слова, «входит в каждый дом». Легкость и ее оборотная сторона поверхностность общения, сиюминутность отношений и как следствие безответственность в них стиль, заданный этим жанром и имеющий все перспективы стать определяющим повседневную жизнь человека XXI столетия. В совокупности с прочими составляющими данного стиля ориентированностью на внешнее, материальное, и деньги как ключевую его ценность, легкую, «сладкую жизнь», отношением к труду как к лишней трате времени все это и является основой «нового, дивного мира» телевизионной индустрии
Актуальность темы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор проблемы, объекта, предмета исследования и обусловили постановку его цели и задач.
Объект исследования «reality-show» как фактор социо-культурного воздействия на аудиторию.
Предмет исследования возможности оптимизации воздействия «reality-show» на зрительскую аудиторию.
Цель исследования разработка социо-культурного обоснования и проектирование реализации телевизионного reality-show «Реальная жизнь».
Задачи исследования:
- изучить историю reality-show в России и за рубежом;
- рассмотреть социальные, психологические и морально этические проблемы современных reality-show на примере «Дом-2»;
- разработать, обосновать и составить проект внедрения reality-show «Реальная жизнь».
Глава 1. Анализ reality-show как социокультурного феномена
1.1. Зарождение, становление и развитие зарубежных reality-show
Реалити-шоу разновидность развлекательной телевизионной передачи. В течение длительного времени в передаче показывается (якобы) естественная жизнь изолированной группы персонажей в специально созданной для них обстановке. Декларируется свобода поведения участников считается, что события развиваются свободно, без заранее определённого сценария, в чём и состоит «изюминка» реалити-шоу. Зрителя убеждают, что он становится свидетелем не разыгранного спектакля, а реальных сцен из жизни.
Существует несколько общих вариантов постановки реалити-шоу и множество проектов, в разной степени совмещающих различные подходы. Во всех случаях группа участников (иногда постоянного, иногда переменного состава) постоянно живёт на ограниченном пространстве; события этой жизни постоянно снимаются телекамерами и показываются по телевидению (а в последнее время иногда ещё и демонстрируются в Интернете). Проект обычно имеет какую-то вполне определённую заданную цель, в нём, по крайней мере, теоретически, можно победить, получив за это достаточно весомый приз. Участники, таким образом, являются не просто соседями, но и соперниками в борьбе за этот приз. Как правило, участники проекта периодически выбывают из него, на различных основаниях: по результатам голосования участников, по результатам голосования зрителей, по желанию устроителей шоу (последнее, впрочем, напрямую делается редко, так как разрушает атмосферу естественности происходящего).
Сбор видеоматериала может производиться по-разному. В одних случаях в месте обитания участников устанавливается достаточно большое количество скрытых камер, так, чтобы все действия фиксировались, независимо от того, где они происходят. Участники носят на себе аппаратуру для постоянного ведения звукозаписи. Результаты съёмки могут обрабатываться, но иногда они идут в эфир напрямую, без обработки, или даже в реальном времени. В других случаях съёмка ведётся традиционным образом и только в определённое время (различные коллективные мероприятия, соревнования, голосования, беседы с участниками, отдельные бытовые моменты), а из результатов монтируются передачи, периодически выходящие на телевидении.
Хотя зрителям предлагается считать, что происходящее на экране реальные события, это обычно не вполне соответствует действительности. Даже при отсутствии явного сценария менеджеры шоу обычно достаточно жёстко управляют происходящим, добиваясь, чтобы зрители не теряли интереса к проекту. Вследствие этого поощряются склоки, скандалы, образование и соперничество группировок внутри коллектива участников.
Для того, чтобы провести анализ реалити-шоу, необходимо дать определение этого жанра. От прочих телевизионных жанров рассматриваемый реалити-шоу отличается следующими особенностями:
1. отсутствием сценария,
2. подачей материала в эфир с первого дубля,
3. участием в шоу простых людей вместо профессиональных актеров,
4. условиями съемок, максимально приближенными к реальным.
Ключевой здесь становится имитация реальной жизни, как в визуальном, так и в психологическом наполнении ведь именно реакция «настоящих» людей, их эмоции оказываются той «изюминкой», благодаря которой все смотрят подобные передачи.
Вот четыре элемента, необходимые для этого типа передач:
1. Среда оголена и открыта, нет никакой декорации, дающей участникам возможность избежать столкновений друг с другом.
2. Система обнаружения через зрителей вынуждает их включаться, осуществляя истинное взаимодействие с телевизионной передачей и таким образом обеспечивая свою лояльность. Угроза обнаружения усиливает давление на участников.
3. Организаторы игры ставят задачи: позволяют поддерживать телевизионную активность, которая принуждает участников взаимодействовать между собо и реагировать друг на друга.
4. Исповедальня предназначена принимать предварительно номинированных участников и позволяет им поделиться своими мыслями и чувствами и раскрыть перед публикой создавшиеся отношения в группе .
Зарубежная практика трансляции описываемого типа программ отчетливо показала, что и без участия известных лиц, подобные программы нацелены на самые высокие рейтинги. Так, например, шведская программа Expedition Robinson собирала до 35% аудитории . Подобные показатели просмотра характерны и для шоу «Big Brother» в Германии. Для отечественного аналога «За стеклом» уровень регулярных просмотров по России был гораздо ниже (5%), однако в Москве он периодически достигал рекордного уровня в 40% .
Появление на телевидении разных стран reality-программ вызвано рядом причин. Это, в первую очередь, обусловлено стремительным развитием не только каналов, но и прогрессивных технологий вещания. Эта тенденция отвечает явному пристрастию зрителя к интерактивным программам, в которых он становится своего рода участником, имея возможность влиять на развитие действия. Такая модель телепродукта позволяет переводить его из пассивного созерцателя в активного созидателя. Поэтому по данным на 2001 год в мире работали 63 оригинальных и более 50 лицензионных программ этого жанра.
Большинство reality-show с игровым началом наряду с научно-фантастическими сериалам являются самыми сложными телепроектами (в организационнмм и производственном аспектах). Поэтому исключительная роль в разработке и проведении reality-show высокого класса принадлежит продюсерам.
Использованная литература
- Beaucher, Serge (2004) La télé-réalité: Vérité? Mensonge? La télé-réalité envahit nos écrans. Comment expliquer cet engouement? Quatre professeurs analysent le phénomène // Contact. Le magazine des diplômés et des partenaires de lUniversité Laval. Hiver, 2004. [cited 29/06/ 2006] профессиональный перевод ООО «Бюро переводов», официально не издавалось
- http://www.1tv.ru
- Амелина А.Н. Современное информационное пространство. М.: Олма-пресс, 2006
- Бендиков В.В. Оценка реализуемости инновационного проекта. /Менеджмент в России и за рубежом, 2001. №2
- Беспамятнова. Г.Н. Российский телевизионный infotainment: истоки и особенности коммуникации в современном мире: Материалы Российской научно-практической конференции Проблемы массовой коммуникации, 11-12 мая 2005./ Под ред. Проф. В.В.Тулупова. Воронеж: Воронежский государственный университет, факультет журналистики, 2005,
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М., 2000.
- Боянова, Лиляна. Културният нихилизъм на съвременната телевизия: Критически анализ на феномена риалити шоу: Дипломна работа / Науч. рък. Любомир Стойков. София: Факултет по журналистика и масова комуникация при СУ Св. Климент Охридски, 2005
- Браун Д., Куол У. Эффективный менеджмент на телевидении и радио // Источник?
- Бюисон, Жан-Кристоф и Жил Вейе (2004) Вулгарност, tv реалност, насилие, секс...: Телевизията се подхлъзва // ЛИК, XXXIV, 2004, №10
- Гриндстафф Л. «Реальное телевидение» и политика социального контроля // Массовая культура: современные западные исследования. М., 2003.
- Дичев, Ивайло. Big Brother рамката, която победи картината// Капитал, №3, 22.01.
- Иванова О.Н. Полозова О.В. Привлечение массовой аудитории. М.: Смарт, 2006
- Ковалев П. А. Привычки телесмотрения, или как мы смотрим телевизор // Телефорум, 2002, № 8
- Костюк А. И. Хорошо забытое старое? // Известия, 24 декабря 2001г.
- Маккейн Дж. Зрительская аудитория современных популярных передач//Экспертиза, 2007, № 11
- Огурчиков П.К., Падейский В.В. Анализ организационно производственной структуры проектов reality show//Российское предпринимательство, 2004, № № 6,9
- Остановка по требованию-2. Анонс.//7 Дней, 2001, № от 26.12.2001
- Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь / под ред. В.Е. Семёнова. СПб, 2002.
- Селеста, всегда Селеста. Анонс //7 Дней, 2001, № от 21.12.2001
- Семенова А.Н. Телевидение как действие к руководству//Экспертиза, 2008, № 12
- Сметанина. С. И. Медиатекст в системе культуры: Динамические процессы в языке и стиле журналистики конца 20-го века. Санкт Петербург, 2002
- Смирнова А.Н. Российский медиабизнес: опыт сравнительного исследования. М.: Манускрипт, 2006
- Уразова С.Л. Reality ТВ в России. Первый опыт телеклонирования // Техника кино и телевидения, 2002. №№ 2-3.
- Хармс Д. Я решил растрепать одну компанию // Даниил Хармс. Полет в небеса. СПб., 1991.