Основные модели менеджмента. Объективные условия для развития в России.
Контрольная по предмету:
"Управление персоналом (Менеджмент)"
Название работы:
"Основные модели менеджмента. Объективные условия для развития в России."
Автор работы: Ольга
Страниц: 14 шт.
Год:2007
Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)
Вопрос 1. Характеристика основных моделей менеджмента
Характеристика основных моделей менеджмента приведена в следующей таблице.
Организация типа "А" (американская модель) Организация типа "j" (японская модель) Организация типа "Z" (маркетинговая модель)
1. Найм работников на относительно короткое время 1. Пожизненный найм работников 1. Долгосрочный найм
2. Индивидуальное принятие решений 2. Коллективное принятие решений 2. Коллективное принятие решений
3. Индивидуальная ответственность 3. Коллективная ответственность 3. Индивидуальная ответственность
4. Быстрое развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение 4. Медленное развитие и продвижение
5. Механизмы явного, точного контроля 5. Механизмы косвенного контроля 5. Косвенный неформальный контроль с точными, формализированными критериями
6. Способствование развитию специализированной карьеры работников (по вертикали) 6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) 6. Умеренно специализированная карьера работников
7. Избирательное (дифференцированное)отношение к работнику как к таковому 7. Холистический (целостный) подход к работнику как личности 7. Холистический подход, включая семью
1.1. Японская модель менеджмента
Модель успеха японских предприятий основана на представлении, что компания может одновременно добиться высочайшего качества и низких издержек производства, используя более эффективный менеджмент, чем ее конкуренты. Конкуренция между компаниями разворачивается путем неустанного поиска лучших методов менеджмента. Эта модель - не абстрактная теория, а результат невиданного прогресса, которого добились японские компании, став пионерами в применении таких широко известных сегодня принципов, как всеобщий менеджмент на основе качества (TQM), бережливое производство (lean production) и построение тесных отношений с поставщиками. Это дало им значительные преимущества перед западными компаниями в снижении затрат и повышении качества продукции.
Японская модель менеджмента включает ряд особых методов производства, политику в области персонала, особый подход к организации производства, менеджменту и диверсификации бизнеса, причем все это подчинено общим целям фирмы. Хотя различные варианты этой модели несколько отличаются друг от друга, практически все они включают следующие элементы:
Высокое качество и низкие затраты
Разнообразие моделей продукции и их характеристик
Система бережливого производства
Отношения к сотрудникам как к важному активу компании
Пожизненный наем
Лидерство на основе консенсуса
Прочные связи между компаниями
Долгосрочные цели
Внутренняя диверсификация в быстроразвивающиеся отрасли
Тесные взаимоотношения с правительством
Эта модель объясняет особенности производства, дистрибуции, сбыта и другие нюансы японской модели менеджмента. Преимущества японской модели менеджмента, которые выделяют и западные, и японские ученые, включают быстрый рост квалификации сотрудников, сильное чувство общности, высокую лояльность сотрудников к компании, умение и желание менеджеров учитывать долговременные последствия своих решений .
1.2. Американская модель менеджмента
Суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит прежде всего от факторов, лежащих в её границах (рациональной организации производства продкции, снижения издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как закрытая система. При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течение длительного времени; основой стратегии* является непрерывный рост и углубление специализации производства; организационная структура* строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам); решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху).
1.3. Маркетинговая модель менеджмента
Суть маркетинговой модели - новой философии управления определяется следующими моментами:
ставка на человека самореализующегося (в отличие от человека экономического и человека социального);
фирма рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями, как клан;
фирме должно быть присуще постоянное обновление, питающееся внутренним стремлением и нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель.
Новая философия управления основана на системном, ситуационном подходе. Фирма - открытая система. Главные предпосылки её успеха лежат не внутри, а вне ее. Успех связывается с тем, насколько удачно фирма вписывается во внешнюю среду (экономическую, научно-техническую, социально-политическую) и приспосабливается к ней. Ситуационный подход*к управлению означает, что все внутреннее построение системы управления есть ответ на воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
Воплощением нового подхода стало стратегическое управление, которое предполагает дополнение планирования потенциала фирмы планированием её стратегии* на основе прогнозов будущего состояния среды. Изменение ситуации вызывает изменение стратегии. Предусматриваются специальные меры для уменьшения сопротивления переменам.
Новая концепция управления требует новых установок персоналу, новой управленческой культуры (стремления к радикальным переменам, готовности к риску, организации на освоение новых возможностей и т. п. ).
Вопрос 2. Объективные условия для развития менеджмента в России
Рассмотрим период развития российского менеджмента с 1991 г. по настоящее время.
Это период непосредственного осуществления перехода к рынку и становления адекватной системы управления менеджмента.
В этот период сформировались новые принципы управления:
Принципы невмешательства государства в предпринимательскую деятельность децентрализации (государство управляло лишь общими правилами предпринимательской деятельности: лицензирование, законодательство, госзаказ и конкурс, судебные споры и др.).
Смена моноцентрической системы хозяйствования на полицентрическую.
Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями.
Формирование и деятельность российских коммерческих организаций (союзов, ассоциаций) как самостоятельных структур.
Развитие конкуренции состязательности хозяйствующих субъектов.
Итак, в современной России актуальной задачей науки управления является теоретическая разработка и практическое внедрение рыночных методов управления, т.е. методов менеджмента.
В этой связи возникает вопрос: следует нам разрабатывать свой, российский менеджмент, основанный на российской специфике, или полностью положиться на уже накопленные знания и практический опыт западных стран?
Речь идет о методологических подходах (принципах) формирования российского менеджмента. Ведь в современных условиях уже сформировался ряд национальных моделей менеджмента: американский, японский, европейский.
Здесь возможны три варианта:
Концепция копирования западной теории менеджмента (т.е. России надо брать модель менеджмента в готовом виде).
Концепция адаптации западной теории менеджмента (т.е. ее приспособление к российским условиям).
Концепция российской теории менеджмента (основывается на приоритете российской ментальности и частичного учета мирового опыта).
Итак, рассмотрим факторы, обусловливающие особенности российского менеджмента, более детально.
Регионально-политический аспект развития экономики России создает определенные трудности менеджменту. В России экономика развивается в больших по пространству и масштабу экономических регионах, обладающих большей экономической и политической самостоятельностью. Это затрудняет экономические связи регионов, процесс развития рыночных механизмов в различных регионах происходит неравномерно. Кроме того, Россия федеративное государство. Экономические связи сильно зависимы от политических процессов, особенностей в национальных республиках, обладающих политической самостоятельностью, возникают риски при инвестировании.
Профессионализация управления в России находится в стадии становления. Подготовка менеджеров по сути находится в стадии становления.
Современное состояние экономики России характеризуется деформированной структурой. В экономике много крупных, высококонцентрированных производств, хозяйственных комплексов, предприятий ВПК. До настоящего времени оказываются неразвитыми предприятия малого и среднего бизнеса. (Малый бизнес составляет не более 20% экономики, в развитых рыночных странах 6080%.)
Российский менталитет характеризуется определенной спецификой. Россияне предпочитают твердое (даже жесткое) управление. Они воспринимают сильное, даже авторитарное руководство. Менталитету россиян присущи, например, терпимость и другие характеристики.
В России сильны традиции технократического подхода к управлению, т.е. управление технологиями, а не людьми. Отсюда отсутствие экономической и социальной мотивации.
Переходный период к рыночной экономике создает трудности в использовании рыночных методов управления. Действуют новые и старые административные методы.
В России сложилась собственная организационная культура. Основу ее составляет высокий научно-интеллектуальный потенциал, однако сегодня происходит «утечка мозгов», передовых технологий и т.п.
Правовой нигилизм.
Коррупция.
Особенности российского менеджмента определяются:
чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;
комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента России;
культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.
Содержание работы
Вопрос 1. Характеристика основных моделей менеджмента 3
Вопрос 2. Объективные условия для развития менеджмента в России 6
Вопрос 3. Внешняя среда: сущность, основные элементы 10
Список литературы 15
Использованная литература
- Брасс А. Менеджмент: основные понятия, виды, функции, Современная школа, 2006 247 с.
- Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2007. 176 с.
- Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003. 528 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006. 336 с.
- Масилевич Н.А. Основы менеджмента, ИВЦ Минфина, 2006 324 с.
- Мескон М. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2007. 665 с.
- Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. 3-е изд. М.:ИНФРА-М, 2002.
- Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. - 281 с.
- Портер М., Хиротака Т. Японская экономическая модель. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.